Задачник по педагогике: волк и семеро козлят

0
Рыжачков Анатолий Александрович9/17/2019

«223. Задача

В младшей группе была проведена музыкальная игра «Коза, козлята и волк» (муз. Т. Ломовой) — фрагмент русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Сначала воспитательница рассказала детям сказку эмоционально и выразительно. С большой теплотой в интонациях дала образ мамы-козы, заботливой, любящей своих маленьких козлят. Противоположен по характеристике образ волка, злого, голодного. Хорошо были показаны нежные, маленькие козлята, любящие свою маму и послушные ей.

Дети сосредоточенно и увлеченно слушали сказку. По окончании ее Нина тихо говорит:

— Коза уходила в лес, ела травку.

Саша. Молочко принесла козлятам.

Воспитательница. Мама-козочка очень любила своих детей, заботилась о них.

В другой раз воспитательница показала детям на тему этой сказки настольный театр игрушек. Дети были захвачены зрелищем. Когда появился волк, козочку, ушедшую в лес, воспитательница поставила за зеленым растением (спрятала), однако ее немного было видно со стороны детей. Зоя увидела волка и, заметив стоявшую козочку, испуганно воскликнула:

— Ой козочка!— и сделала движение рукой в ее сторону.

Воспитательница отодвинула козочку левой рукой дальше, продолжая рассказывать. Сидевший рядом с Зоей Саша тихо сказал:

— Ушла,— и облегченно вздохнул.

Вова. Козочка хорошая, она кормила деток.

На очередном музыкальном занятии все дети сели около инструмента полукругом. Педагог напомнил им сказку:

— В лесу тихо — все звери спят... Спят и козлята со своей мамой-козой,— и предложил послушать музыку (предварительно детей знакомили с этой музыкой, и они сопровождали ее определенными действиями).

Все дети складывают руки под щечки, закрывают глаза. На вступительные такты ко второй части музыки дети открывают глаза, опускают руки, вопросительно смотрят.

Педагог. Наступило утро. Мама-коза выпустила своих детей на зеленый лужок погулять (играет).

Дети все приподнимаются со стульев. Учитывая действенную реакцию детей на музыку, воспитательница открывает дверь избушки (отставляет стул). Козлята (дети) выбегают, подпрыгивают, радуются. С окончанием музыки коза (воспитательница) зовет их домой, предупреждает о волке и уходит в лес. Козлята (дети), слушая музыку спокойного характера, засыпают. В избушке тихо. Когда зазвучала музыкальная тема волка, козлята сразу просыпаются, настороженно смотрят. На повторение темы появляется волк (воспитатель с маской-шапочкой волка на голове). Он подходит к избушке с окончанием музыки. Дети (козлята) сидят тихо. Выражение лиц различно: один хмурит брови, другие несмело улыбаются, смотрят на волка. Тишина.

Волк уходит. Когда он подходит уже к двери в другую комнату и музыка стихает, Нина вслед волку с торжествующей интонацией кричит:

— Слышим, слышим, не матушкин голосок! Некоторые дети подхватывают:

— У нашей матушки тоненький голосок.

Вступительные такты музыки к теме мамы-козы вызывают у детей улыбку. Они переглядываются и устремляют свой взгляд к двери. При появлении козы (воспитатель в другой шапочке — козы, в фартуке и с корзиной) козлятки смеются, радостно болтают ногами и наперебой говорят:

— А мы не пустим волка... Он ушел.

Коза накормила детей, погуляла с ними, ушла опять.

При повторном звучании темы волка, а затем и его появлении дети лукаво улыбаются, а вслед ему они в восторге смеются.

Когда мама-коза вернулась, Стасик, вскочив со стула, весело говорит: «Ушел, ушел», — и машет руками в направлении ушедшего волка.

(А. В. Кенеман. Воспитание нравственных и эстетических чувств у ребенка дошкольного возраста в музыкальных играх. «Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина», 1963, стр. 324—327.)

  1. Проанализируйте прочитанное и дайте оценку всего комплекса художественных приемов. Каково их воспитательное значение?
  2. Какие эмоциональные переживания возникли у детей во время занятий?»
Куриленко Т.М., Петроченко Г.Г. Задачи и упражнения по дошкольной педагогике. — Изд. 2-е, перераб, доп. — М.: Просвещение, 1970. — С. 163-165.
Следующая статья
Педагогика и образование
Модель традиционной вальдорфской школы
Прежде чем перейти к характеристике освоения вальдорфской педагогики в России, представляется полезным дать краткое описание того, в каком виде эта педагогическая традиция, к моменту ее прихода в Россию, сформировалась за рубежом. К концу 80-х годов вальдорфское движение было представлено примерно пятьюстами школами и тысячей детских садов, в основном в странах Западной Европы (в Германии — примерно 140 школ, Голландии — 90, Швейцарии — 35; в Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции, Англии, Бельгии— по 15—20 школ в стране, и т.д.), а также в США (более 80 школ); по 5—10 школ существовало в таких ст...
Педагогика и образование
Модель традиционной вальдорфской школы
Педагогика и образование
Коррекционная педагогика: чтение по губам
Психология и психифизиология
Словотворчество и активность ребенка
Педагогика и образование
Система «морального воспитания» в японской школе
Педагогика и образование
Как отвечать на капризы ребенка?
Педагогика и образование
Школы Марии Монтессори в России: опыт и ошибки
Педагогика и образование
Задачник по педагогике: взаимоотношения отцов и детей
Педагогика и образование
Задачник по педагогике: как отучить ребенка хулиганить?
Педагогика и образование
Как предотвращать стресс в спорте?
Педагогика и образование
10 эффектов воспитания творческой личности с детства
Педагогика и образование
Задачник по педагогике: дети провинились...
Педагогика и образование
Задачник по педагогике: игра и ее воспитательное значение
Педагогика и образование
Виды специальных коррекционных школ
Психология и психифизиология
Нужна ли человеку гордость? Ответ Дэвида Юма
Педагогика и образование
Задачник по педагогике: работа воспитателя