Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений

0
Рыжачков Анатолий Александрович7/7/2020

В данной статье представлен сокращенный перевод одной из глав книги Дж. Диксона «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ: ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО, АНАЛИЗ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ», опубликованный в журнале «Наука и жизнь» в 1969 году. 


ХАРАКТЕР И МЕТОДЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА В ТЕХНИКЕ

ЦЕЛИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Психологи приложили огромные усилия, пытаясь проанализировать в чистом виде то особое качество людей, которое называют способностью к творчеству, и найти ему меру. Слова «способность к творчеству» часто служат характеристикой некоторого врожденного абстрактного свойства или особенности, присущей человеку. Чтобы избежать принятия допущения (и вытекающих отсюда рассуждений) о существовании данного свойства, в этой книге будет употребляться термин «изобретательность». Под изобретательностью понимается проявляющаяся у людей способность создавать новые полезные идеи для решения инженерных задач. Эта глава должна наглядно показать, каким путем инженер может добиться большего успеха в отыскании таких идей. В общем, это практическая цель, имеющая вполне определенный смысл. Нужны конкретные Результаты.

Однако нужно учитывать и некоторые ограничения. Во-первых, следует признать, что наследственность, окружающая среда подготовка, полученная в прошлом, налагают некоторые весьма реальные ограничения на способности каждого человека к изобретательству. Вполне возможно так что лишь немногие люди работают, полностью используя свои врожденные творческие способности. Поэтому здесь будут описаны конкретные способы, позволяющие студентам максимально использовать свои способности в процессе изобретательства.

Во-вторых, у современных инженеров способность к изобретательству в определенной степени зависит от уровня научно-технической подготовки. В настоящее время одной из предпосылок изобретательской деятельности является глубокая научная и техническая подготовка в избранной области (исключая очень небольшое число гениальных людей, способных творить по наитию).

Изложение материала основывается на одной молчаливой предпосылке, о которой следует знать. Она состоит в том, что умение изобретать можно развивать, изучая процесс творчества, тренируясь и применяя методы, рассматриваемые далее в этой главе.

Как правило, большинство инженеров и студентов технических специальностей не любят изучать изобретательство. Здесь слишком много неясного. Инженеры любят конкретные, реальные вопросы и задачи, которые четко сформулированы. Поэтому они чувствуют себя неловко в связи с той неопределенностью, которая окружает изобретательство. Такая позиция имеет неблагоприятные последствия и наносит ущерб деятельности инженеров. Это приводит к нежеланию заниматься нечетко сформулированными задачами, а следовательно, и новыми задачами, которые всегда сформулированы нечетко. Изобретательность является важным качеством инженера, и хотя сказано и написано много несуразностей о способах развития творческих способностей, все же известны и кое-какие полезные и ценные материалы о получении новых идей. Методы, излагаемые в этой главе, проверены на практике, но для их успешного применения необходимы определенные усилия, тренировка и трезвая оценка их возможностей. Чтобы лучше понять эти методы, вначале полезно кратко подытожить то, что уже известно психологам об изобретательстве и изобретателях, обсудить сам процесс изобретательства и рассмотреть некоторые важные помехи проявлению изобретательности, обусловленные психологическими особенностями личности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ

Выше мы определили изобретательность как способность находить новые полезные идеи для решения инженерных задач. Теперь желательно иметь несколько более точное и более полное определение. Каковы отличительные признаки тех предметов, процессов, решений задач, идей или произведений искусства, которые принято называть творческими?

Прежде всего следует указать на такое их качество, как новизна или уникальность. Это — очевидное условие, не требующее пояснения.

Кроме того, творческими называются вещи, которые либо полезны, как, например, различные промышленные изделия, либо имеют большую ценность, как, например, произведения искусства. Идея, вещь, процесс или картина могут быть новыми или уникальными, но если они никогда не были и никогда не будут кому-нибудь полезны и к тому же ни для кого не представляют ценности, то их уже нельзя считать творческими.

Еще одно качество вещей, процессов и решений, которые принято называть творческими, состоит в том, что они вносят простоту там, где раньше была сложность. Это качество часто называют изяществом. Новые простые решения сложных задач изящны, и их можно назвать творческими. Новые, но сложные решения простых задач нельзя назвать творческими.

Для творческих решений характерно также создание новых соотношений. Прежде не связанные между собой элементы при объединении часто дают новый, единственный в своем роде эффект или решение. Эта черта не всегда признается за творческими решениями, но она встречается весьма часто.

Таким образом, и материальные предметы, и художественные произведения, и идеи, и теории могут называться творческими в том случае, когда они обладают тремя основными признаками: 1) единственные в своем роде (новые), 2) полезные или ценные и 3) изящные. Это определение носит качественный характер. Иногда мнения о том, является ли конкретная вещь творческой, расходятся. Тем не менее такое определение полезно, поскольку в большинстве случаев многие согласны именно с таким употреблением этого слова. Следует, однако, иметь в виду, что в данном вопросе нельзя избежать субъективных суждений.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ

Какие люди обладают наибольшей склонностью к изобретательству? Отличаются ли они существенно от обычных людей? Это важные вопросы, поскольку ответы на них позволят найти конкретные пути совершенствования способностей к изобретательству. Кроме того, в решении этих вопросов заинтересована промышленность, для которой важно, чтобы люди более творческого склада могли занять должности, соответствующие их способностям.

Была проделана большая работа по определению характерных качеств людей, склонных к изобретательству, с тем, чтобы найти зависимости между фактическими результатами их изобретательской деятельности и данными различных стандартных психологических тестов.

Оказалось, что статистически значимой зависимости между коэффициентом умственного развития и изобретательностью нет. Однако необходимо иметь в виду, что «зависимость» и «отсутствие зависимости» являются статистическими обобщениями; они не означают «все» или «ничего». В отношении большинства людей эти результаты просто означают, что пределы умственного развития не обязательно должны налагать ограничения на способность к изобретательству, и наоборот.

Проводились также испытания с целью найти связь между шкалой ценностей для человека и его изобретательностью. Для человека представляют ценность те вещи, которые он считает важными, которые его интересуют и которым он стремится отдать свое время и энергию. Оказалось, что более творческие личности (проверке, которая здесь упоминалась, были подвергнуты ученые, инженеры и архитекторы) высоко ценят теоретические и эстетические аспекты вещей и явлений и меньше — экономические и социальные.

Разработаны также шкалы, согласно которым люди подразделяются на определенные, так называемые психологические типы (предложенные доктором К. Юнгом). Одной из таких шкал является шкала «рассудочность — восприимчивость». На одном из концов этой шкалы находится рассудочная личность, которая по любому вопросу решает, как «должно быть». Сталкиваясь с новой ситуацией, такой человек быстро решает (или предрешает?), хорошо это или плохо и как должно быть. Он проявляет меньше интереса или любопытства к тому, какова же эта новая вещь или явление и каково их действие или механизм, его больше интересует собственное суждение об этой вещи. На другом конце этой шкалы находится восприимчивый человек, который проявляет основательную любознательность в отношении самих вещей и того, как они действуют, и т. п. Он больше заинтересован в том, чтобы узнать, что представляют собой эти вещи, чем выносить суждения о том, каковы они должны быть.

Те личности, которые по шкале «рассудочность — восприимчивость» оцениваются как восприимчивые, оказываются и более склонными к изобретательству. Чем восприимчивее человек, тем быстрее он обогащает свой опыт. Он больше видит, больше слышит, больше знает и больше запоминает. Следовательно, когда бывает необходимо установить новые соотношения, ему удается связать между собой большее число сторон явления. Чем сильнее суждения рассудочного человека препятствуют его восприятию, тем меньше у него знаний. Есть старая поговорка: «Увидеть — значит поверить». Это неверно. Правильным следует считать вариант: «Поверить — значит увидеть». Было выполнено много убедительных экспериментов, подтверждающих данное положение. Мы часто воспринимаем или объясняем вещи и явления, как это подсказывают нам наши представления о них. Суждение, которое стоит на пути к восприятию, ограничивает наши знания и, следовательно, препятствует развитию способностей к изобретательству.

Другая характеристика личности связана с тем, каким образом человек выносит суждение. Конечно, в жизни приходится принимать много решений и выносить много суждений. Даже наиболее восприимчивые люди в случае необходимости должны выносить суждения. Можно рассматривать два вида суждений: суждение, основанное на чувствах, и суждение, основанное на размышлении. Как и следовало ожидать, инженеры в отличие от представителей других профессий относятся к типу людей, выносящих суждения на основе размышления. Однако те инженеры, которые в большей мере полагаются на свои чувства, обычно оказываются более склонными к изобретательству.

Кроме того, людей можно разделить на две группы по типу преобладающего характера восприятия. К одной относятся личности с осознанным восприятием — они в большей мере ориентируются на реальный мир и на свои чувства. Другая группа — лица с интуитивным восприятием, которые ориентируются на реальный мир в меньшей степени и стараются больше полагаться на свою интуицию в «видении» вещей и явлений. Инженеры со свойственной им ориентацией на реальный мир обычно обладают осознанным восприятием. Однако есть инженеры, которые в большей мере полагаются на свою интуицию. Именно они и оказываются более склонными к. изобретательству.

Стоит обратить внимание на наличие связи между интуитивным восприятием и склонностью ценить теорию.

Интуиция означает поиск смысла или подоплеки, скрытых за внешними проявлениями реальности. Под теоретическим подходом понимается выяснение, «может ли это иметь место» или, «возможно, будет иметь место». Сходство здесь очевидно. В целом склонность к изобретательству сильнее проявляется у восприимчивых людей, у тех, кто стремится к знаниям, у тех, кто любознателен, кто ценит теоретическое и практическое и у кого сильно развита интуиция.

Хотя человек и не в состоянии в широких пределах изменять свои личные качества, все-таки кое-что можно сделать для совершенствования восприимчивости. Целесообразность такого поведения подтверждается экспериментально. Путем тренировки можно стать более восприимчивым и менее рассудочным. Уроки по искусству, особенно в области живописи или рисования, очень полезны для тренировки визуального восприятия. При необходимости нарисовать какой-нибудь предмет нужно прежде всего суметь увидеть его таким, каков он в действительности. Многие люди, весьма далекие от искусства, рассказывают, что уроки рисования помогли им расширить свои познания об окружающем их мире.

Для совершенствования восприятия обычно требуется на первых порах непрерывно вызывать в памяти образ предмета, особенно для того, чтобы привычка выносить суждение не мешала осуществлять точное и полное наблюдение. Эта задача вполне реальна. Смотрите на вещи внимательно. Присматривайтесь к тому, как они действуют. Отыскивайте скрытые элементы или функции. Короче говоря, совершенствуйте свою восприимчивость.

ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА

Нескольких изобретателей попросили проследить за своим поведением и описать этапы творческого процесса. Приводим наилучшее описание.

1. Подготовка: накопление знаний и мастерства, формулировка задачи.

2. Концентрация усилий: упорная работа с целью получить решение.

3. Передышка: период умственного отдыха, когда происходит отвлечение от решаемой задачи.

4. Озарение: получение новой идеи или видоизменение уже известной, которая является искомым решением.

5. Доведение работы до конца, обобщение, оценка.

Эти этапы не обязательно должны идти в такой последовательности. Периоды работы могут чередоваться с периодами передышки или периодами подготовки к работе i (например, накопление знаний и мастерства). Впрочем, озарение обычно следует за передышкой. Следует также учесть, что изобретатели стремятся в какой-то мере реализовать свои идеи. Подобно тому, как бесполезная или неоцененная идея не является творческой, так и нереализованную идею нельзя считать творческой. Представление об изобретателе как человеке, который многое начинает, но ничего не заканчивает, неверно.

Перечень этапов творческого процесса весьма поучителен. Если от творческой деятельности ждут результатов, то необходимо создать такие условия для решения задачи, чтобы сам процесс изобретательства протекал в наиболее благоприятной обстановке. Если кто-либо берется за решение задачи без должной подготовки или не выделяет времени на концентрацию усилий или на передышку, то вряд ли можно ожидать, что его деятельность окажется плодотворной. При планировании работы полезно иметь в виду особенности процесса изобретательства и обеспечить возможность его успешного протекания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНЕРЦИЯ

В вашем распоряжении три кувшина разных размеров. Обозначим их буквами А, В и С. На кувшинах отсутствуют деления, указывающие доли объема. Используйте полные кувшины для переливания определенного количества (X) воды в большой сосуд, емкость которого неизвестна.

Номер 
задачи
Количество воды
АВСХ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

20

14

18

11

12

18

13

23

7

25

3

10

8

9

23

10

18

5

11

2

7

6

7

9

8

14

8

6

13

15

9

10

4

11

9

Решение первой задачи можно, например, получить, вылив воду из полного кувшина А в кувшин В до его наполнения и добавив к оставшемуся в кувшине А количеству воды содержимое кувшина С. Таким образом, решением будет выражение X = А — В + С. Найдите простейшее решение для остальных восьми задач и заметьте затраченное на это время (ответы на задачи и оценки за скорость их решения даны на стр. 129).

Словами психологическая инерция обозначается предрасположение к какому-либо конкретному методу или образу мышления при решении задачи. Обычно психологическую инерцию характеризует выражение «идти по проторенной дорожке». По-видимому, это единственная наиболее серьезная помеха изобретательству. Если вы правильно решили задачу 9, то вас можно поздравить. Значит, вы не поддались инерции в результате решения первых восьми задач.

Эта задача о кувшинах часто используется для иллюстрации психологической инерции. Для последней задачи решение А — В + С нельзя считать неправильным. Оно справедливо, но не является наилучшим. Между прочим, отдельные студенты почему-то начинают решение этих задач снизу, и они неизменно получают для задачи 9 требуемый ответ, поскольку их не вводит в заблуждение последовательность решений А — В + С для всех предыдущих задач.

Не следует считать, что всегда вредно следовать установившемуся порядку лишь на том основании, что это послужит возможной помехой для получения творческих решений. Психологическая инерция — это следствие обучения. Если изучен какой-либо конкретный метод, то вполне естественно, что появится искушение использовать его снова. Желая преодолеть психологическую инерцию, не убеждайте себя: «Забудь, что знаешь», или «Никогда не прибегай к старым методам», а говорите себе: «Помни, что методов много, а не один». Психологическая инерция — это игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале.

Тенденция к использованию определенного метода (или решения) вырабатывается привычкой либо может определяться складом характера. Каждый из нас испытывал нежелание отказаться от излюбленной идеи. Но если кто-либо ставит своей целью, несмотря ни на что, реализовать какой-либо конкретный метод вместо того, чтобы найти наилучший, то в этом случае налицо психологическая инерция.

Определенные обстоятельства усиливают психологическую инерцию или способствуют ее проявлению: например, нетерпение или состояние напряжения. Немногим удается получить «правильные» ответы при решении задачи с кувшинами, если они вынуждены торопиться или находятся в состоянии напряжения. Этот же эффект обнаруживается и при других обстоятельствах. В условиях опасности или при волнении человек гораздо упорнее придерживается прежних решений, методов и привычек, он редко отваживается на что-либо неизведанное.

Существует эффект, называемый функциональной устойчивостью. Доказано, что предметы, выполняющие в данной ситуации обычные для них функции, редко используются в новом качестве. Например, кусок лежащей на столе веревки может быть использован для решения ряда задач. Веревка, которая удерживает висящую на стене картину, используется для тех же целей весьма редко. Можно предположить, что молоток, которым часто забивают гвозди, будет значительно реже использован в некотором новом качестве (например, как дверной запор), чем молоток, который просто лежит без применения. Психологическая инерция, обусловленная знакомством с предметом и его назначением,— вполне обычное явление.

Психологическая инерция влияет также и на обучение. Понять — значит увидеть. Экспериментаторы показали, что люди в большей мере стремятся узнать те факты, которые подтверждают их мнения, чем те, которые противоречат их убеждениям. Таким образом, психологическая инерция является серьезной помехой творческому подходу и в изобретательской. деятельности.

К счастью, психологическую инерцию все же можно преодолеть. С ней относительно легко справиться, если просто не забывать о ней. Например, при решении задачи о кувшинах стоит лишь предупредить, что нет необходимости придерживаться единственного решения, как значительно большее число людей получит требуемые ответы. Доказано, что если при решении задач обращать внимание на возможность появления психологической инерции, то ее влияние существенно уменьшается. Таким образом, одно из самых серьезных препятствий изобретательству очень легко устранить. Будьте внимательны, помните о существовании психологической инерции!

Чтобы преодолеть психологическую инерцию, разрушить традиционную схему взглядов и представлений, можно проводить специальную тренировку. Идея ее состоит в том, что человек учится преодолевать хотя бы на некоторое время привычку к данным условиям. В большинстве случаев тренировка в преодолении психологической инерции начинается с определения совершенно незнакомых физических условий. Например, один из способов состоит в описании окружающей среды на некоторой воображаемой планете. (Инициатором этого метода является профессор Стэнфордского университета Джон Арнольд. Он называет свою планету Арктурус-IV.) Затем предлагается разработать проекты инженерных сооружений с учетом этих условий. Обычно задание получает вся группа с тем, чтобы были представлены различные идеи и взгляды. Заметим, что, поскольку традиционные решения неприемлемы, психологическая инерция преодолевается. Например, сила тяжести, если она вообще существует, Может быть направлена вверх, по окружности, или то возрастать, то убывать; обитатели планеты могут быть одноногими, или слепыми, или же обладать некоторыми сверхчеловеческими способностями; проблемы проектирования на новой планете зданий, средств связи, транспортных средств и т. п. безграничны. Потрудившись над полученным заданием, человек уже не вернется к земным задачам с убеждением, что существует только единственно возможный способ решения.

Тренировка в преодолении психологической инерции требует довольно длительной работы над сложными проектами, и ее лучше всего проводить под наблюдением опытного руководителя. Разумеется, не будет вреда, если группа, не имеющая опыта, попытается провести эту работу и без руководителя. Однако при этом необходимо тщательно спланировать время для накопления идей и принятия решений. Кроме того, для работы над первым проектом отбирайте только энтузиастов, желающих принять в нем участие. Хорошо спланированная работа над проектом такого рода может оказаться и увлекательной и полезной.

До сих пор в этой главе высказывались предложения по совершенствованию изобретательности, рассчитанные на длительный срок.

Теперь обратимся к методам, для реализации которых требуется меньший срок и которые можно применять при решении конкретных задач. Тренировка восприятия постепенно развивает способность вырабатывать идеи, но она мало помогает в том случае, когда новая идея нужна именно сейчас.

МЕТОД «МОЗГОВОГО ШТУРМА»

Известно, что критика или даже боязнь критики служат помехой творческому мышлению. Разумеется, любая новая идея может оказаться неверной. Если автор боится критики, которая может быть вызвана тем, что его идея плоха, то он не захочет испытывать или высказывать непроверенные мысли. В этом случае многие потенциально хорошие идеи (или мысли, которые могут вызвать эти идеи у других) оказываются потерянными. Чтобы устранить препятствия, вызываемые боязнью критики при генерировании идей, был разработан так называемый метод «мозгового штурма».

Его нельзя рассматривать как универсальное средство. С этим методом связаны определенные успехи и неудачи. Для эффективного применения такого метода необходимо представлять себе его возможности и знать, как и когда его целесообразно применять.

Метод «мозгового штурма» применять довольно трудно, для этого нужна серьезная тренировка. Часто этот метод ни к чему не приводит. Применяя его, необходимо соблюдать следующие правила. Первое из них состоит в том, что любая критика и вынесение суждения — благоприятного или неблагоприятного — не допускаются. Поскольку люди имеют привычку все подвергать критике, такая отсрочка в вынесении суждения — наиболее жесткое и наиболее важное правило.

Второе правило гласит, что в данном методе важно количество: задача состоит в генерировании большого числа идей. В этом методе одна идея может порождать другую. Сразу «выпалить» идею, как только она приходит в голову, не оценив ее (то есть не вынеся суждения о ней), трудно. Однако, когда критика не допускается, любая идея хороша. При «мозговом штурме» чем больше идей, тем лучше.

Третье правило: необходимо высказывать свои мысли нескованно. Нужны разнообразные идеи. При окончательном разборе, который состоится позднее, многие идеи окажутся бесполезными, однако сам процесс рождения идей должен происходить таким образом, чтобы их поток был бурным и они следовали друг за другом как можно быстрее. При «мозговом штурме» коллективный разум группы должен генерировать непрерывную последовательность идей.

При использовании такого метода для инженерного проектирования рекомендуется, чтобы члены группы не были лично заинтересованы в рассматриваемой задаче и не были слишком глубоко связаны друг с другом. Очевидно, что они должны иметь общее представление о задаче, знать и понимать ее, но не обязаны быть специалистами по рассматриваемому вопросу. Позже специалисты могут дать свое заключение об этих идеях и подробно развить их.

Метод «мозгового штурма» лучше всего применять для решения задач, которые не являются точными или специальными. Например, для его применения больше подходит задача такого типа: «Какую новую продукцию можно выпускать на данной фабрике?», чем задача: «Каким образом можно уменьшить уровень шумов в осциллографе, используемом для проверки телевизионных трубок?»

ИНВЕРСИЯ

Придумать новую задачу очень трудно. Значительно чаще встречаются новые методы решения. Многие такие решения рождаются благодаря иному подходу к известной задаче. Одним из способов получения новой точки зрения является так называемый метод инверсии. Он требует сознательного преодоления психологической инерции, отказа от прежних взглядов на задачу с тем, чтобы посмотреть на нее с иной позиции.

Если некоторый объект обычно рассматривается снаружи, то применение метода инверсии означает, что теперь он будет исследован изнутри. Если в рассматриваемом устройстве некоторая деталь всегда располагалась вертикально, то инверсия означает, что ее ставят в горизонтальное положение или помещают под некоторым углом. Если одна часть системы движется, а другая неподвижна, то инверсия означает, что это положение станет обратным. Перевернуть вверх дном, вывернуть наизнанку, поменять местами — эти слова характеризуют существо метода инверсии, используемого для получения новых идей.

Проиллюстрируем это примером. Пусть задача состоит в том, чтобы на конвейере извлекать ядро из грецкого ореха. Все усилия по раскалыванию, распиливанию, разрезанию ореха и подобным операциям по тем или иным причинам не увенчались успехом. Решение этой задачи принято обдумывать, находясь снаружи ореха. Допустим теперь, что применяется метод инверсии. Будем рассматривать задачу, как бы находясь внутри ореха. Нельзя ли продавить скорлупу изнутри, со стороны ядра? Например, просверлив в скорлупе маленькое отверстие и нагнетая туда воздух под давлением, можно расколоть скорлупу и тем самым решить проблему.

Инверсия — очень простой и очень мощный метод получения новых взглядов.

АНАЛОГИЯ

Большое число оригинальных мыслей рождается по аналогии, и этот процесс можно с успехом применять для стимулирования новых идей. Часто решение задач подсказывается аналогичными ситуациями, встречающимися в других задачах, в природе или даже в художественной литературе. Использование аналогичных инженерных решений, особенно заимствованных из других областей, для получения новых идей довольно просто.

Получение идей для инженерных решений путем использования аналогий с механизмами живой природы также несложно. Природа изобрела очень много способов создания различных вещей, и она может в изобилии дать новые идеи, пригодные для решения инженерных задач. Но для большинства инженеров использование арсенала природы — весьма трудное дело, так как у них отсутствует даже начальная подготовка в области биологии и особенно в области физиологии.

Для использования аналогий из области литературы необходимо хорошее знание художественной литературы, фольклора, мифологии и научной фантастики, Это означает, что из литературы берется реальная или фантастическая идея и применяется в рассматриваемой инженерной задаче либо самостоятельно, либо с некоторым видоизменением, или же используется другая идея, подсказанная данной. Например, некоторую идею может дать зеркало Алисы из сказки Кэрролла. Довольно грамотными инженерами были и лилипуты из «Путешествий Гулливера».

ЭМПАТИЯ

Эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого и проникновение в чувства того лица. Эмпатия часто используется в сфере человеческих отношений и, грубо говоря, означает «поставить себя в положение другого». Этим термином можно определить также и отождествление человека с разрабатываемым предметом, деталью или процессом. Задача состоит в том, чтобы «стать» деталью и с ее позиции, с ее точки зрения посмотреть, что можно сделать для решения проблемы.

В качестве примера рассмотрим снова задачу извлечения ядра из грецкого ореха. Отождествите самого себя с ядром ореха, находящимся под скорлупой. (Там темно, не правда ли?) Чтобы вы смогли выйти наружу, нужно, чтобы вам помогли продавить скорлупу. От уяснения этой задачи до схемы подачи воздуха под давлением остается один небольшой шаг. Важным этапом при решении этой задачи является обдумывание ее, находясь как бы внутри скорлупы.

Эмпатия требует от человека определенного вхождения в образ. Этому способствуют природная одаренность и нескованность. Однако при соответствующей тренировке данный метод становится доступным для большинства людей. Этот метод очень полезен для получения новых идей.

И эмпатия и аналогия полезны как при работе в одиночку, так и в составе группы. «Мозговой штурм» обычно используется как групповой метод, хотя некоторые утверждают, что его можно применять и при работе в одиночку. При «мозговом штурме» воздействие группы на отдельных ее участников нежелательно. Это означает, что группа не должна обсуждать только что высказанную идею, единственное, что от нее требуется, — это следующая идея. При использовании аналогии и эмпатии, по-видимому, все же лучше более сознательный подход к процессу решения задачи. Необходимо взаимодействие между членами группы. Очень чувствительные, неуверенные в своих силах или застенчивые личности мало подходят для деятельности такого рода.

ФАНТАЗИЯ

Фантазия —это воображение, связанное с желанием, чтобы произошло то, что хочется. Использование фантазии для стимулирования новых идей заключается в мышлении над некоторыми фантастическими решениями, в которых при необходимости- используются нереальные вещи или сверхъестественные процессы. Часто бывает полезно рассмотреть идеальные решения, даже если это сопряжено с некоторой долей фантазии. Разумеется, есть надежда что размышление о желательном может натолкнуть нас на новую идею или точку зрения, которая в конечном счете приведет к осуществимому решению.

ИССЛЕДОВАНИЕ НОВЫХ КОМБИНАЦИЙ

Для вещей и процессов, называемых творческими, характерно, что иногда к ним приходят в результате использования новых соотношений между различными, ранее не связывавшимися друг с другом параметрами. Творческие решения часто находятся путем создания новых комбинаций вещей, процессов или идей. Следовательно, систематическое изучение новых комбинаций может оказаться полезным средством, способствующим изобретательству.

Существо такого метода состоит в следующем. В задаче выделяются два или большее число важнейших направлений (в зависимости от числа требуемых функций разрабатываемой системы или элемента). Затем по каждому из направлений производится генерирование идей и составляется как можно больший перечень способов их осуществления. Наконец, эти перечни сводятся в таблицу с тем, чтобы можно было легче видеть каждую комбинацию. Этот метод может привлечь внимание к таким комбинациям, которые в других случаях могут и не прийти в голову. Когда рассматриваются три или большее число функции, получаем трехмерные и многомерные таблицы, однако методика остается прежней.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Чтобы добиться большего успеха при получении новых полезных идей, необходимо помнить следующие правила.

Тренируйте свою восприимчивость. Старайтесь больше узнавать. Проявляйте больше любознательности в отношении внутренней природы вещей. Не позволяйте предубеждению поколебать ваше мнение. Запомните, что поверить — значит увидеть.

Планируя решения стоящей перед вами задачи, имейте в виду процесс изобретательства. Важно уметь организовать как напряженную работу, так и передышку в работе и, если необходимо, чередовать их.

Не забывайте о существовании психологической инерции. Участвуйте в тренировках по ее преодолению.

Учитесь тому, как и когда применять метод «мозгового штурма». Запомните его правила: никакой критики; чем больше идей, тем лучше; высказывайте мысли без стеснения. Этот метод лучше всего использовать при решении масштабных задач и задач общего характера.

Используйте инверсию: ищите новые подходы, выворачивайте изучаемый предмет наизнанку, ставьте его вверх дном, останавливайте движущиеся части и приводите в движение неподвижные.

Используйте аналогию с другими инженерными решениями, с механизмами природы (особенно живой природы) и с описаниями из художественной литературы.

Используйте эмпатию. Отождествление с разрабатываемым объектом часто приводит к новому взгляду на задачу.

Пользуйтесь фантазией. Рассматривая идеальное решение, даже если оно плод одного лишь воображения, можно стимулировать получение новых идей.

Пытайтесь проводить систематическое исследование новых комбинаций.

Диксон Дж. Характеры и методы изобретательства в технике. / Пер. с англ. Е. Коваленко. // Наука и Жизнь. – 1969. - №3. – С. 68-75.
Следующая статья
Теория Творчества
Алгоритм инноваций на примере эволюции 2D-шутера
Рассмотрим эволюцию 2D-шутера, или ѕһmup [сокр. от shoot 'em up]. В игре Space Invaders («Космические завоеватели») предлагался одноэкранный режим, на котором враг двигался предсказуемым образом. Затем появилась Galaxian, где игрок побеждает одну волну за другой, причём новая - более агрессивная и сложная.  Далее последовали простые топологические варианты - Gyruss и Tempest, повторяющие идею Galaxian. B Gorf и некоторых других играх добавилась прокрутка; также появился босс в конце этапа и менялось оформление от уровня к уровню. В Zaxxon стало можно двиг...
Теория Творчества
Алгоритм инноваций на примере эволюции 2D-шутера
IT
О персональном компьютере глазами 1984 года
Гуманитарные науки
Куда ведет человека прогресс?
Теория Творчества
3 цели в искусстве по Г. Гегелю
Livrezon-технологии
Где Утопия? | Станислав Айзин
Естественные науки
Эксперимент как метод познания
Бизнес и экономика
Книжная лавка А. Ф. Смирдина: история
Теория Творчества
О природе научных принципов по Анри Пуанкаре
Теория Творчества
ВОЛНОВАЯ ПРИРОДА ЭЛЕКТРОНА / Нобелевская лекция Луи де Бройля
Теория Творчества
30 вопросов, чтобы узнать математика
Гуманитарные науки
Цифровой муниципалитет: местное самоуправление в интернете
Бизнес и экономика
Борьба между Google и Яндекс за российский рынок интернета
Бизнес и экономика
Как Amazon пытался конкурировать с Apple?
Бизнес и экономика
Как телевидение чуть не оказалось под угрозой?
Теория Творчества
СТРУКТУРА как теоретическая модель по У. Эко