Принцип контраста в типографике

0
Матвеев Дмитрий Александрович6/14/2020

Сопоставление двух моментов по принципу контраста видоизменяет и усиливает эффект каждого из них. 

Округлые купы деревьев выглядят круглее в соседстве с угловатыми постройками, башня выглядит выше, если стоит на равнине, теплый цвет кажется теплее в сочетании с холодным. Красота и удобочитаемость шрифта зависят от комбинации контрастных форм: круглых с прямыми, узких с широкими, малых с большими, светлых с жирными и т. д. Запечатанная поверхность должна находиться в напряженном соотношении с незапечатанной, а напряжение — результат контраста. Сочетание однозначных моментов рождает лишь докучливое единообразие.

Мышление в контрастных категориях — не путаное мышление, поскольку противоположности могут смириться в гармоническом целом. Есть понятия, теряющие смысл без антитезы, например, «верх» без сравнения с «низом», «горизонтальное» без отношения к «вертикальному» и т. д. Человек нашего времени мыслит противоположностями, для него плоскость и емкость, далекое и близкое, наружное и внутреннее не суть несовместимые понятия, для него уже не существует просто «или — или», но скорее «как то, так и другое».

В сопоставлении противоположностей следует сохранить общее впечатление цельности. Излишне резкий контраст, как, например, светлого и темного, либо большого и малого, может дать одному из элементов такой перевес, что его равновесие с антиподом нарушается или утрачивается вовсе.

Рассмотрим эффекты контраста в шрифте [источник — тот же].

  • 1 Контраст темное-светлое, жирное-тощее и плоскость-линия.
  • 2 Контраст вертикальное-горизонтальное и активное-пассивное. Всего лучше отвечает технике типографики.
  • 3 Контраст прямое-косое, статическое-динамическое, геометрическое-органическое и симметрия-асимметрия. Косые отвечают характеру скорописи и выглядят органичнее и динамичнее вертикалей.
  • 4 Контраст большое-малое, темное-светлое и линия-точка.
  • 5 Контраст темное-светлое, жирное-тонкое и плоскость-линия.
  • 6 Контраст линия-точка и подвижное-покойное.
  • 7 Контраст асимметрия-симметрия и подвижное-покойное.
  • 8 Контраст круглое-прямое, мягкое-жесткое и открытое-замкнутое.
  • 9 Контраст четкое-неясное, жесткое-мягкое и темное-светлое.
  • 10 Контраст лабильное-стабильное. Треугольник,опирающийся на вершину, выглядит ненадежным, шатким, а поставленный на основание, производит в высшей степени устойчивое впечатление (пирамида).
  • 11 Контраст плоскость-точка, большое-малое и темное-светлое.
  • 12 Контраст подвижное-покойное, темное-светлое и плоскость-линия.
  • 13 Контраст широкое-узкое и эксцентрическое концентрическое.
  • 14 Контраст концентрическое-эксцентрическое и закрытое-открытое.
  • 15 Контраст строчная-прописная и динамическое-статическое.
Рудер Э. Типографика. Руководство по оформлению. — М.: Книга, 1982. — С. 132-133.
Следующая статья
Иностранные языки и лингвистика
Джон Леннон: рассказы и их перевод на русский язык
Конечно, есть универсальные шутки, которые можно перевести слово в слово, и смысл будет понятен как в русском, так и в английском языках. Но вот большого юмориста шестидесятых годов, битла Джона Леннона, который выпустил аж две книжки со своими юморными перлами и загибами, уже достаточно сложно переводить. Леннон, по словам его соотечественников, оживил в какой-то момент английский язык, извращаясь над словами, изменяя их и каверкая, так что из одного смысла получался совершенно другой. Его рассказики и зарисовки порой непонятны даже более-менее знающему английский язык человеку.
Иностранные языки и лингвистика
Джон Леннон: рассказы и их перевод на русский язык
Иностранные языки и лингвистика
«Властелин колец»: 4 перевода
Искусство и дизайн
Как реалистичность графики влияет на качество игры?
Гуманитарные науки
Уважительное «ВЫ» в английском языке
Искусство и дизайн
World of Tanks: причины успеха
Искусство и дизайн
Как Генри Форд изменил рынок автомобильного сервиса?
Теория Творчества
Алгоритм инноваций на примере эволюции 2D-шутера
Искусство и дизайн
Почему режиссер — главный?
Искусство и дизайн
Как человек воспринимает величину формы?
Искусство и дизайн
О свете, о тени и об их влиянии на изображение
Иностранные языки и лингвистика
Отношения «индивидуум — группа» в массовой культуре Японии
Искусство и дизайн
Сюжет как карьер — развитие сюжета и его виды
Искусство и дизайн
Создание фэнтези-мира: 300 контрольных вопросов от Patricia C. Wrede
Искусство и дизайн
Грамматика киноязыка режиссера Сергея Эйзенштейна
Искусство и дизайн
Относительная и независимая красота по Горацию Грино
Искусство и дизайн
Методы построения рисованных шрифтов