Направления в искусстве: классицизм

0
Рыжачков Анатолий Александрович1/7/2020

Французский абсолютизм XVII в. регламентировал личность, заключая ее в жесткие рамки государственности. Король сделался как бы посредником между буржуазией и дворянством и уравновешивал их противоборство. В этом национальном единении под эгидой абсолютизма согласовывалось несогласуемое, объединялось необъединимое и во имя общественного приносилось в жертву индивидуальное.

Осознание этого конфликта и историческая невозможность его разрешения отразились в искусстве классицизма (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Мольер). Именно потому, что в «Сиде» Корнеля все пронизано трагическим разладом между индивидуальным и общим началом личности, эта пьеса так полно выразила суть классицизма: конфликт идивидуального чувства и общественного долга. Герой классицизма не свободен в своих действиях, а подчинен строгим нормам общественного долга. Личность и ее свобода принесены в жертву обществу и его институтам.

В искусстве средневековья личность подчинена богу. В искусстве Возрождения она подчинена себе. В классицизме действия героя основываются на сознании общественной необходимости, которую олицетворяет король. Не ограниченный в своей воле абсолютный монарх превращается в источник произвола в судьбе героя. Подчинение человека государственным интересам, смирение чувств разумом, принесение счастья и даже жизни личности в жертву долгу, следование абстрактным нормам добродетели — таков эстетический идеал классицизма.

Искусству классицизма присущи гражданский пафос, государственность концепции, вера в силу разума, четкость и ясность моральных и эстетических оценок. В то же время классицизм дидактичен, назидателен. Его образы эстетически одноцветны, им не свойственны интеллектуальная и эмоциональная объемность, пластичность, многогранность. Произведения строятся на одном языковом слое — «высокий стиль» не вбирает в себя всего лексического богатства народной речи. В идейно-эстетической концепции классицизма история трактовалась как плод деяния выдающихся личностей. В такой «высокий жанр», как трагедия, простолюдину доступ был заказан, ему отводилось место только в комедии. Художественная концепция мира в классицизме была рационалистична и внеисторична: проблемы своего времени решались на материале античном, римском или настолько абстрактном, что ни место, ни эпоха не имели существенного значения.

Борев Ю. Эстетика. – 4-е изд. доп. – М.:Политиздат, 1988. – С. 365-366.
Следующая статья
Искусство и дизайн
Композиция в искусстве — по отношению к свету, тени и цвету
Под этим заголовком я попытаюсь показать, что же создает видимость того пустого или свободного пространства, в котором так легко двигаются предметы. Я покажу также, каким путем свет, тень и цвет выявляют расстояние от одного предмета до другого и производят приятную для глаза игру, которую художники называют прекрасной гармонией и приятным сочетанием света и тени. Здесь я намерен рассмотреть это явление как внешнее воздействие природы на глаз, будто бы предметы вместе с их тенями и в самом деле были расположены так, как это кажется и какими их обычно считают люди, неискушенные в оптике. На про...
Искусство и дизайн
Композиция в искусстве — по отношению к свету, тени и цвету
Психология и психофизиология
Механизмы художественного восприятия в эстетике
Искусство и дизайн
Волшебство театрального света!
Психология и психофизиология
Психофизиологическое воздействие цвета и света
Искусство и дизайн
Фокусы без иллюзий: говорит Амаяк Акопян
Искусство и дизайн
Теория эстетики: о положениях тела
Искусство и дизайн
Развитие эстетики. Часть 7: немецкая классическая эстетика (конец XVIII — начало XIX вв.)
Искусство и дизайн
Развитие эстетики. Часть 10: эстетика XX в.
Искусство и дизайн
Развитие эстетики. Часть 9: западноевропейская эстетика второй половины XIX в.
Искусство и дизайн
Развитие эстетики. Часть 8: проблемы эстетики в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса
Искусство и дизайн
Развитие эстетики. Часть 6: эстетика Просвещения
Искусство и дизайн
Развитие эстетики. Часть 5: эстетика классицизма
Искусство и дизайн
Что такое экзистенциализм?
Искусство и дизайн
Как работает художник? История создания картины И. Репина «Запорожцы»
Искусство и дизайн
Проблемное поле эстетики