Кто такой ученый?

1
Рыжачков Анатолий Александрович11/19/2019

Наука – лишь один из способов постижения реальности, будь то реальность природы, общества или человека. Добраться до истины может любой художник, любой философ и писатель, и даже землекоп, если у него есть творческая жилка, и потому творческая деятельность не менее ценна, чем научный труд. Наука и творчество неразрывны, их нельзя противопоставлять друг другу. Естествоиспытатель с поэтической, философской или даже просто мечтательной натурой, несомненно, будет лучшим ученым, нежели его более ограниченный коллега.

Если мы возьмем за основу принципы психологического плюрализма, если представим себе науку в виде некоего оркестра, в котором гармонично сосуществует все многообразие человеческих талантов, мотивов и интересов, то станет очевидно, насколько неотчетлива грань, отделяющая ученого от не-ученого. Понятно, что определить черты, отличающие ученого, занятого критическим анализом научных концепций от "чистого" естествоиспытателя будет несколько сложнее, чем черты, отличающие того же "чистого" естествоиспытателя от ученого-технолога. Между психологом и драматургом, тонким знатоком человеческой души, будет гораздо меньше различий, чем между тем же психологом и инженером. Историей развития естественных наук может заниматься и историк, и естествоиспытатель. Клинический психолог или психиатр, чья работа состоит в повседневном общении с конкретными пациентами и в противостоянии конкретным проявлениям болезни, гораздо больше информации почерпнет из художественного произведения, нежели из трудов коллег-теоретиков, описывающих свои умозрительные эксперименты.

На мой взгляд, не существует четкого критерия, на основании которого мы могли бы со всей однозначностью отличить ученого от не-ученого. Даже участие в проведении экспериментальных исследований нельзя счесть достаточно надежным критерием для этого, – не секрет, что многие люди, числящиеся научными сотрудниками и получающие деньги в кассе какого-нибудь научно-исследовательского института, ни разу в свой жизни не провели и скорее всего никогда не проведут ни одного эксперимента, эксперимента в истинном смысле этого слова. Школьный учитель химии называет себя химиком, но ведь он не совершил ни одного научного открытия, он просто усердно читает специальные журналы, черпает оттуда, как из кулинарной книги, рецепты уже поставленных кем-то химических опытов и воспроизводит их на уроке. В этом смысле настоящим ученым-химиком скорее можно назвать смышленого двенадцатилетнего мальчишку, который постоянно «химичит» на заднем дворе, или дотошную домохозяйку, которая настойчиво экзаменует все рекламируемые по телевизору порошки, отбеливатели и чистящие средства в надежде достичь обещанного ей результата.

Можно ли назвать ученым директора научно-исследовательского института, если он все свое время и все свои силы тратит на административно-хозяйственную деятельность? Большинство из них называют себя учеными.

Идеальный ученый должен обладать множеством талантов – он должен уметь продуцировать идеи, выдвигать гипотезы, подвергать их тщательной проверке, строить философскую систему, аккумулировать научный опыт своих предшественников, он должен быть технологом, организатором, писателем, популяризатором, педагогом, должен заниматься внедрением своих научных разработок в жизнь и оценкой их практической значимости. Можно предположить, что в идеале научный коллектив должен состоять, по меньшей мере, из девяти человек, каждый из которых будет выполнять одну из перечисленных выше функций, каждый из которых будет узким специалистом в одной из областей, и при этом никто из них не будет ученым в полном смысле этого слова!

Дихотомия «ученый – не-ученый» слишком упрощает проблему, всегда следует иметь в виду, что узкая специализация чревата ограниченностью мышления, и даже общей ограниченностью. Интегрированный, целостный, психологически здоровый человек обладает разнообразными способностями и, как правило, добивается большего успеха, чем пресловутый "специалист узкого профиля", ибо узость всегда предполагает некоторую ущербность. Парадокс состоит в том, что ученый, который стремится быть только мыслителем, который подавляет свои импульсы и эмоции, превращается в больного человека, в человека с нездоровым мышлением, а значит станет плохим мыслителем. Логично было бы предположить, что в хорошем ученом уживаются и артист, и художник, и поэт.

Правота нашего предположения становится особенно очевидной, если мы обратим умственный взор в историческую перспективу. Все великие ученые мужи прошлого, которыми мы восхищаемся, перед гением которых благоговеем, отличались крайней широтой интересов. Аристотель и Эйнштейн, Леонардо и Фрейд – их-то уж точно не назовешь узкими специалистами. Первооткрыватель истины – это всегда многогранная, разносторонняя личность, его интересы охватывают максимальную территорию гуманистического, философского, социального и эстетического знания.

Вывод мой таков: применение принципа психологического плюрализма в науке открывает перед учеными множество путей к познанию истины; он с особой наглядностью показывает, что к истине нас приближает не только наука, но и искусство, и философия, и поэзия – в общий ряд творцов и первооткрывателей истины я готов поставить не только ученого, одаренного художественным, философским или поэтическим даром, но и художника, философа, поэта.

Маслоу А. Мотивация и личность. / Пер. А.М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. – С. 46-48.
Следующая статья
Теория Творчества
Профессиональная этика в творческих коллективах
Пункт 0. Предисловие Этика - термин древний, обросший массой смыслов - в том числе и глупых.  Задам рамки, в которых этот термин будет пониматься в данной работе. В широком / философском смысле этика должна отвечать на вопрос: в чем есть благо / добро? Чтобы к этому добру стремиться.  В этой работе речь пойдет об этике, как о системе норм, принятых внутри результативного коллектива / сообщества.  То есть, я исхожу из того, что этик может быть много  и не всегда то, что привычно с «человеческой» точки зрения, хорошо д...
Теория Творчества
Профессиональная этика в творческих коллективах
Теория Творчества
Этапы формирования профессий в новой отрасли
Теория Творчества
Закон трех стадий Огюста Конта
Искусство и дизайн
Методология художественной и эстетической критики. Часть 2
Искусство и дизайн
Методология анализа художественного произведения. Часть 1.
Теория Творчества
Как совершить открытие в науке по А. Маслоу?
Бизнес и экономика
Советы молодым ученым по Джеймсу Уотсону
Естественные науки
Открытие пенициллина Александром Флемингом
Теория Творчества
Изобретательство в области гуманитарных наук
Гуманитарные науки
Причины и действия по Дэвиду Юму
Livrezon-технологии
Выбор исследовательской темы. Фрагмент книги А. Рыжачкова и Д. Матвеева «Как написать умную книгу?»
Теория Творчества
Психология литературного творчества: Н. В. Гоголь
Теория Творчества
Научный метод исследования по Джону Дьюи
Livrezon-технологии
Как написать сильные выводы?
Livrezon-технологии
Требования, предъявляемые к дипломной работе, по Умберто Эко

Медиа

Комментарии (1)

Айзин Станислав 3:54:10 PM 11/19/2019
Пользователь

Критерии настоящего учёного:
1) Умение вести квалифицированное наблюдение;
2) Умение вести базу данных;
3) Использование научных метоДОВ в анализе и построении гипотез;
4) Умение провести проверяемый (!) эксперимент;
5) Умение проверить чужой эксперимент (следование чужому алгоритму);
6) Этика в проведении эксперимента и создании инструментов;
7) Результаты работы нацеленные на развитие области/науки в целом;
8) Отстаивание ВЕРНОЙ точки зрения против мнения большинства;
9) Способность менять свою точку зрения/мнение/убеждения в соответствии с новыми данными;
10) Приоритет общественного блага над своим собственным.