Карандаш? Перо? Дисплей?

0
Груздев Сергей Валерьевич9/17/2019

Позвольте сразу же напомнить об одном  ленинском пожелании: «нормализацию бумажной работы мы должны выработать, и ее потом применять всюду». ‘Тогда же, а было это осенью 1922 года, Ленин расшифровал понятие «бумажная работа», сказав, что это порядок обмена бумажек, формы, контроль, переписка на машинке, запросы и ответы. Но не только, поэтому следует расширяющее границы темы добавление, «и т. д., и т. п.».

Бумажные потоки с той поры возросли многократно; не на порядок и не на два — на величины заметно большие. Входит в жизнь и в практику так называемая безбумажная информатика, но долго еще бумага останется главным носителем информации, будь то небольшая записка или доклад на научном симпозиуме. Недавно снова мелькнула цифра: ежегодно в стране составляется более 800 миллиардов различных документов. Понятно, они не могут напрочь обойти ваш рабочий стол, вовсе не коснуться его. Да и домашнее бумаготворчество тоже велико: письма либо почтовая открытка, кипы свежих газет, из которых предстоит сделать выписки (или вырезки), рефераты либо курсовые работы, заметки для памяти. На многих письменных столах уже появились рабочие картотеки: небольшие, на 2-2,5 тысячи карточек, но они, эти мини-банки информации, требуют ежедневного внимания.

Стоит и у меня на столе пластмассовый короб для картотеки, сделанный заводом по переработке пластмасс, что в латвийском городе Олайне. Много месяцев шла переписка между Всесоюзной комиссией по НОТ при Правлении Союза журналистов СССР и Министерством химической промышленности — комиссия доказывала надобность картотек, химики не отвергали их полезности, но все тянули, как я теперь понимаю, — надеялись или на забывчивость комиссии, либо на то, что комиссии просто-напросто надоест просить-напоминать. Однако все же начали делать простейшее оборудование: картотечные ящики, ложементы, лотки в три этажа, такие особенно удобны, да и экономят площадь столешницы.

Недавно удалось приобрести по случаю блок картотечных карточек — добротных, из плотной бумаги (хотя не все карточки делаются на уровне; иногда в ход идет даже тетрадная линованная бумага — и это недопустимо!). Такие карточки выпускаются фирмой «Восход» по рекомендации журнала «Наука и жизнь», что и отмечено на упаковке. Увидел эту надпись, порадовался настойчивости коллег из журнала и подумал о том, что хорошо бы в журнале публиковать описания и рисунки различных оргтехнических новшеств. И пусть самые удачные из них войдут в производственные планы предприятий, пусть появятся на прилавках, как произошло с картотечными листочками... Таково пожелание и просьба нашей комиссии по НОТ.

Размеры поверхности стола не безграничны, использовать столешницу следует разумно. И относиться к ней, как хороший рабочий относится к станку, как добросовестный оператор - к пульту управления, как хозяйка - к кухонному столу, если позволите такое сравнение, то есть как к рабочему месту, требующему определенной организации, продуманности, четкости.

Письменный стол — место занятий пишущего, а пишут-то все, это, убежден, «самое массовое занятие». Даже для того, чтобы опровергнуть такое мое утверждение, кому-то придется сесть за письменный стол...

В организации письменного стола есть свои резоны и свои правила. Резоны в том, что работа за таким столом — процесс творческий, жесткой регламентации не поддающийся. Но это вовсе не противоречит определенным правилам. И нужно стремиться к тому, чтобы такая работа не была в тягость; рационализировать ее. Правда, разговор о рационализации начат не сегодня. Крупнейший ученый-экономист Станислав Густавович Струмилин отметил в свое время: «О рационализации, или, как теперь принято говорить, о научной организации труда, у нас теперь довольно много думают и говорят. К сожалению, говорят больше, чем делают».

Понятно, любые заметки по этому поводу можно отнести к категории «разговоры», но тут есть одна существенная разница. Во-первых, хотелось бы, чтобы эти строки стали толчком к действию. Наши фабрики бумажно-беловых товаров, заводы оргтехники и местная промышленность как-то неохотно и неумело решают проблемы выпуска добротного инструментария для тех, кто работает за письменным столом,— от удобного пюпитра и хорошей авторучки до современной пишущей машинки и диктофона. Поэтому мы предполагаем публиковать краткие описания (со схемами и чертежами) разумных и простых оргтехнических поделок — к их массовому выпуску промышленность, мы полагаем, рано или поздно приступит. Второй раздел — идеи и предложения, самые смелые и неожиданные проекты: кто знает, может быть, они тоже послужат делу развития оргтехники. Поэтому присылайте в редакцию разработки и предложения, делитесь замечаниями и идеями, наблюдениями — всем тем, что поможет сделать работу за письменным столом более удобной, комфортной. Отнесем комфорт к рабочим понятиям, ведь комфорт — не помеха деловитости. Письменный стол оказался настолько неразработанным «станком», что изобретателям, рационализаторам, людям с воображением он даст возможность применить и свои знания и свою энергию.

Ведь если к токарному станку или слесарному верстаку отношение однозначное (он должен быть оснащен современным инструментарием, отвечать известной формуле А. К. Гастева: с плохим инструментом не работа, а суета), то к письменному столу мы относимся почти снисходительно, даже с пренебрежением: что это, дескать, за работа, бумажку написать? Вместе с тем есть свод определенных правил, которые при всей их несложности заметно повышают кпд работающего за письменным столом.

Хорошо организованный стол экономит наше время и нашу квалификацию, не распыляя их на мелочи — на поиск вдруг затерявшейся авторучки («я ищу» — работа в принципе мнимая), на то, чтобы погасить раздражение, возникающее, когда садишься за неудобный, плохо оборудованный стол.

В ГДР, в институте, занимающемся вопросами организации канцелярского труда, который находится в Лейпциге, я не без удивления выяснил, что здесь есть целое направление по проблемам стола («целое» — не значит многочисленное, два научных сотрудника справляются со всей программой). Из института я и привез доклад экономиста X.- И. Рэ «Функциональный рабочий стол— основной элемент рациональной организации рабочего места». Нет тут возможности и надобности пересказать весь доклад, приведу одну фразу: «Функциональный письменный стол лишь в том случае выполняет свои задачи, если правильно оснащен оргтехникой...». Все новейшие работы по эргономике, по социологии труда, по его разумной организации, все авторитеты отмечают: проблема письменного стола сложнее, чем предполагалось поначалу.

Впрочем, она не была бы внове, эта проблема, если бы прислушались к голосу, который слышен уже не первый десяток лет; если бы, не забираясь в эргономические сложности, обратились к писателям, к ученым. И для начала вспомнили бы Марину Цветаеву, сказавшую: «Мой письменный вьючный мул!». Из этой строчки проектант, специалист по оргтехнике мог бы при желании вывести программу работы, которую я назову так: «Письменный стол. Функциональность. Нагрузки. Оснащение инструментарием» ...

Мой письменный верный стол!

Спасибо за то, что шел

Со мною по всем путям.

Меня охранял...

Так писала Марина Цветаева...-

Алексей Толстой с заметным уважением к предмету рассказал: «Я люблю процесс писания: чисто убранный стол, изящные вещи на нем, изящные и удобные письменные принадлежности, хорошую бумагу. Каждый мастер должен любить орудия своего производства. Цинизм в работе невозможен».

А разве не показателен тот факт, что Олег Константинович Антонов сам разработал конструкцию своего стола? Многие яркие личности не обходили вниманием свое рабочее письменное место.

Хорошо организованный и оснащенный письменный стол платит сторицей: повышением работоспособности, минутами творческого порыва (определишь ли им цену?). Поэтому-то даже большие затраты — внимания и средств — на письменный стол окупаются.

К. Барыкин, заместитель председателя Всесоюзной комиссии по НОТ при Правлении Союза журналистов СССР.

Барыкин К. Карандаш? Перо? Дисплей? // Наука и Жизнь. – 1984. – №2. – С. 81-82.
Следующая статья
Искусство и дизайн
Особенности работ архитектора Растрелли
Интерьеры, созданные Растрелли, можно разбить на две основные группы соответственно основным декоративным средствам, примененным в том или другом случае. В одной группе (к ней относятся, прежде всего залы Петергофского и Екатерининского дворцов) господствует золоченое резное дерево; сложные композиции резных обрамлений образуют основной пластический и цветовой мотив убранства. Здесь Растрелли широко пользуется мастерством русских резчиков. В сплетениях гирлянд, картушей и «рокайлей», наряду с орнаментальными мотивами барокко, легко узнаются черты древнерусских резных иконостасов.
Искусство и дизайн
Особенности работ архитектора Растрелли
Искусство и дизайн
Теория искусств по Огюсту Конту
Искусство и дизайн
О развитии скульптуры по Максимилиану Волошину
Гуманитарные науки
Бертран Рассел: краткий обзор философии Фридриха Ницше
Гуманитарные науки
История организации Красного Креста
Искусство и дизайн
Формы воздействия художественной литературы на людей
Livrezon-технологии
Как писать текст? По книге Норы Галь «Слово живое и мертвое»
Livrezon-технологии
О взаимоотношениях редактора и автора
Livrezon-технологии
3 ошибочных позиции Автора по отношению к Читателю
Теория Творчества
Профессиональная этика в творческих коллективах
Теория Творчества
Этапы формирования профессий в новой отрасли
Педагогика и образование
Система «морального воспитания» в японской школе
Бизнес и экономика
Руководитель в посткапиталистическом обществе по П. Друкеру
Livrezon-технологии
Творческий метод для писателей по Михаилу Шолохову
Livrezon-технологии
Как правильно написать книгу
Livrezon-технологии
Анатомия идеального романа