Как государство ограничило родителей в правах?

0
Рыжачков Анатолий Александрович11/24/2019

В начале XIX в. предложение принять закон, запрещающий применение детского труда на фабриках, встретило серьезное сопротивление на том основании, будто его принятие ослабило бы родительскую ответственность. Хотя английское законодательство и запрещало родителям - как это было в Древнем Риме - убивать детей быстро и безболезненно, оно, однако, не возражало против того, чтобы родители отправляли детей на фабрики, где те умирали медленной смертью. Священное право родительской власти защищали тогда родители, предприниматели и профессора политэкономии. Тем не менее, моральный дух общества был настолько высок, что все были возмущены казуистическими доводами противников закона, и закон был принят парламентом.

Следующим и более важным шагом было введение обязательного обучения. Это являлось серьезным нарушением родительских прав, поскольку дети должны были проводить большую часть своего времени - исключая выходные дни - в школе и изучать там предметы, которые родители считали ненужными, но которые государство считало обязательными. Государство взяло на себя заботу о здоровье детей, даже несмотря на то, что их родители исповедовали христианскую науку. Для умственно отсталых детей были созданы специальные школы, дети получили возможность питаться в школе, и их даже стали снабжать одеждой и обувью, если их родители были настолько бедны, что не могли им ее купить. Если у детей обнаруживались следы побоев, то родителей можно было привлечь к уголовной ответственности. В прошлом у родителей было право отбирать у детей, если те не достигли совершеннолетия, заработанные ими деньги; теперь у детей появилось право не отдавать деньги - практически это было трудно сделать - и даже отстаивать свои права при определенных обстоятельствах Одним из немногих прав, оставшихся у родителей, работающих по найму, было право учить детей тем суевериям и предрассудкам, которые были общим достоянием и родителей, и соседей. Но и это право во многих странах у них было отнято.

Этому процессу узурпации государством отцовских прав не видно конца. Но только у отца, а не у матери государство отнимает функции, ради выполнения которых отец трудился и зарабатывал деньги. Впрочем, этот процесс почти не заметен в высшем и среднем классах, а это означает, что права отца и прочность семейных отношений по-прежнему нерушимы в этих слоях в сравнении с классом работающих по найму. Там, где идеи социализма приняты всерьез, как, например, в Советской России, ломка всей системы образования, в прошлом предназначенной для детей из богатых семей, признана жизненно необходимой. Трудно себе представить, что нечто подобное может случиться в Великобритании. Помню, как несколько известных английских социалистов были взбешены предположением, что их дети должны будут посещать школы всеобщего обязательного обучения. «Что?!» - в один голос закричали они. - Наши дети будут сидеть вместе с детьми из трущоб? Этого не будет никогда!» Странно, что именно социалисты настолько близоруки, что не видят, какая глубокая пропасть разделяет классы во взглядах на систему образования.

В вопросах, связанных со здоровьем и воспитанием детей, большое значение имеет общественное мнение, которое может оказывать давление на государство. Так, например, общественность могла бы очень много сделать для улучшения условий жизни детей в лондонских районах, где живут бедняки, и в промышленных районах на севере страны, где подавляющее большинство детей страдает от рахита. Сами родители, несмотря на самое горячее желание, не в состоянии справиться с этой проблемой, поскольку здесь требуется радикально изменить и жилищные условия, и среду обитания - детям нужен свежий воздух, а не загрязненная атмосфера - и обеспечить хорошее питание детей. Безусловно, жестоко и антигуманно наблюдать, как разрушается здоровье маленьких детей, ничего не предпринимая для того, чтобы изменить это положение, используя современные методы гигиены и медицины.

Однако все предложения, направленные на улучшение условий жизни в этих районах, встречали мощное сопротивление со стороны представителей верхнего класса. В каждом округе города Лондона эти люди объединяются между собой, для того чтобы снизить тарифные расценки работающих по найму, иными словами, они изо всех сил стараются, чтобы бедняки по-прежнему умирали от болезней, голода и нищеты. Когда городские власти в Полларе3 приняли эффективные меры с целью уменьшить детскую смертность, виновные в этом «преступлении» попали в тюрьму*. Конечно, сопротивление богачей будет со временем сломлено, и состояние здоровья бедняков начнет постепенно улучшаться. Думаю, мы можем с уверенностью ожидать, что в самом ближайшем будущем государство увеличит пособия детям бедняков, тем самым беря на себя в еще большей степени функции отца ребенка. Мы уже писали, что биологическая функция отца состоит в поддержании жизнедеятельности ребенка до тех пор, пока он не будет способен сам зарабатывать себе на хлеб. Поскольку государство берет на себя эту биологическую функцию, теряется всякий смысл и необходимость присутствия отца ребенка в семье. Таким образом, следует ожидать разделения капиталистического общества на две касты: касту богатых, где семья сохранится в своей традиционной форме, и касту бедняков, где государство будет все больше и больше брать на себя функции, традиционно принадлежавшие отцу ребенка.

Рассел Б. Брак и Мораль. / Пер. Ю.В. Дубровина. – М.: Крафт+, 2004 – С. 164-167.
Следующая статья
Педагогика и образование
Модель традиционной вальдорфской школы
Прежде чем перейти к характеристике освоения вальдорфской педагогики в России, представляется полезным дать краткое описание того, в каком виде эта педагогическая традиция, к моменту ее прихода в Россию, сформировалась за рубежом. К концу 80-х годов вальдорфское движение было представлено примерно пятьюстами школами и тысячей детских садов, в основном в странах Западной Европы (в Германии — примерно 140 школ, Голландии — 90, Швейцарии — 35; в Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции, Англии, Бельгии— по 15—20 школ в стране, и т.д.), а также в США (более 80 школ); по 5—10 школ существовало в таких ст...
Педагогика и образование
Модель традиционной вальдорфской школы
Естественные науки
Эта романтичная профессия хирурга.... Размышления Н.М. Амосова
Естественные науки
Как распоряжаться чужой жизнью?
Гуманитарные науки
Бертран Рассел: краткий обзор философии Фридриха Ницше
Гуманитарные науки
История организации Красного Креста
Педагогика и образование
Система «морального воспитания» в японской школе
Гуманитарные науки
Образование тайного общества «Каморра»
Психология и психофизиология
Бертран Рассел о равноправии между мужчинами и женщинами
Биографии
Этикет при императорском дворе: назначение и роль
Гуманитарные науки
Русское тайное общество: история создания
Гуманитарные науки
Непредсказуемость хода эволюции
Гуманитарные науки
Социум против индивида
Педагогика и образование
Типы учеников в сельской школе по В. Селиванову
Гуманитарные науки
Власть женщин в США 30-40-х гг. XX века
Бизнес и экономика
Национальные особенности американцев 30-х годов по наблюдениям Ильфа и Петрова