Герман Гессе: «Хороший критик встречается реже хорошего писателя»

0
Викентьев Игорь Леонардович9/24/2019

Ещё более редок, чем прирождённый писатель, прирождённый критик: а именно человек, у которого импульс к критическому творчеству исходит не из прилежания и учёности, не из стараний и усилий, не из приверженности чему-либо, не из тщеславия или зловредности, а из благословенности, врождённой остроты ума, врожденной силы аналитического мышления, из чувства серьезной ответственности за культуру.

И какими бы личными качествами этот благословенный критик тогда ни обладал, каким бы добрым или злым и, скажем, тщеславным или скромным, пробивным или ленивым он ни был, берёг бы он свой гений или хищнически эксплуатировал его, у него будет неизменное преимущество творческой благословенности перед только прилежными или только учёными.

Видно, что в истории литературы, особенно немецкой, прирождённые писатели встречаются чаще, чем прирождённые критики. Только в период между молодым Гёте и, скажем, Мёрике или Готфридом Келлером можно назвать дюжину настоящих писателей. И куда труднее заполнить весомыми именами промежуток между Лессингом и Гумбольдтом. […]

Всякий настоящий писатель рад всякому настоящему критику — но не потому, что для своего искусства он мог бы многому у него научиться, сделать он это не в состоянии, а потому, что критика для него — источник весьма необходимых знаний и корректировка ради того, чтобы себя и свой труд видеть по-деловому включенными в баланс своей нации и культуры, в обмен на свои способности и достижения, а не остаться непонятым (неважно, из-за пере- или недооценки) и подвешенным в парализующей атмосфере нереальности. […]

Второ- и третьеразрядные профессиональные критики относятся к своему делу так же бездарно и безответственно, как и средний фабричный пролетарий к своей работе. Эти критики усвоили кое-какие методы, которые были в ходу во времена их юности и учёбы […]

Следствием такого положения становится не только разочарование писателя, но и полнейшая искривленность зеркала, в котором народу лишь кажется, что он, народ, видит состояние и движение своей духовной и художественной жизни.

Дополнительная информация по теме: «Как самому написать слабые / сильные комментарии к статьям по И.Л. Викентьеву»

Герман Гессе, Заметки на тему Литература и критика / Магия книги. — М. Книга, 1990. — с. 124–125.
Следующая статья
Искусство и дизайн
Художественные направления в искусстве XX века: поп-арт
Вместе с этим также читают: Художественные направления в искусстве XX века: реализмХудожественные направления в искусстве XX века: социалистический реализм «Термин «поп-арт» (популярное искусство) был введен критиком Л. Элоуэем в 1965 г. Как художественное направление поп-арт закрепляет давно наметившуюся в искусстве оппозицию: массовое — народное. Поп-арт — художественное удовлетворение и реализация «тоски по предметности», порожденной долгим господством в западном искусстве абстракционизма. Некоторые исследователи ...
Искусство и дизайн
Художественные направления в искусстве XX века: поп-арт
Искусство и дизайн
Художественные направления в искусстве XX века: социалистический реализм
Искусство и дизайн
Художественные направления в искусстве XX века: реализм
Искусство и дизайн
Композиция в дизайне: эволюция формы
Искусство и дизайн
Эстетическая проблематика искусства по Сергею Эйзенштейну
Искусство и дизайн
Георг Гегель об оригинальности произведений искусства
Искусство и дизайн
Как научиться рисовать?
Искусство и дизайн
Наслаждаться красотой природы по Г. Гегелю
Искусство и дизайн
Самые главные изобретения балета последнего столетия
Искусство и дизайн
Краткая характеристика цвета
Искусство и дизайн
Цветовая гармония в шрифтовых плакатах
Искусство и дизайн
Функциональная многоплановость стиля
Искусство и дизайн
Методология художественной и эстетической критики. Часть 2
Искусство и дизайн
Методология анализа художественного произведения. Часть 1.
Психология и психифизиология
Абрахам Маслоу. Человеку необходимо знать!