Феминизм и его яркие представители: Айседора Дункан

0
Рыжачков Анатолий Александрович6/22/2020

Я рассказываю кое-что из истории моего отца, потому что эти ранние впечатления наложили огромный отпечаток на мою дальнейшую жизнь. С одной стороны, я питала во­ображение сентиментальными романами, в то время как с другой — перед моими глазами был практический пример семейной жизни. Все мое детство, казалось, прошло под черной тенью этого таинственного отца, о котором никто никогда не говорил, а ужасное слово «развод» запечатле­лось на чувствительной пластинке моей памяти. Посколь­ку я не могла ни к кому обратиться за объяснением подобных вещей, попыталась обдумать их сама. Большин­ство прочитанных мною романов заканчивалось браком и тем благословенным состоянием, о котором больше не было оснований писать. Но в некоторых из этих книг, осо­бенно в «Адаме Биде» Джорджа Элиота, речь шла о де­вушке, которая не вышла замуж, о нежеланном ребенке и об ужасном бесчестье, обрушившемся на голову несчаст­ной матери. Меня потрясла несправедливость подобного положения вещей для женщины, и, сопоставив это с исто­рией моих отца и матери, я раз и навсегда решила посвя­тить свою жизнь борьбе против брака за эмансипацию женщин и за право иметь ребенка или нескольких детей по собственному желанию, стала защищать их права и досто­инство. Подобные идеи у небольшой двенадцатилетней девочки могут показаться странными, но жизненные об­стоятельства сделали меня не по годам развитой. Я ознако­милась с брачным законодательством и с возмущением узнала о рабском положении женщин. Я стала пристально всматриваться в лица замужних женщин, подруг моей ма­тери, и почувствовала, что на каждой из них лежит печать зеленоглазого чудовища и клеймо рабыни. И тогда я по­клялась, что никогда не унижусь до подобного положения. И эту клятву я всегда выполняла, даже когда столкнулась с отчуждением матери и непониманием всего мира. Одно из положительных деяний советского правительства — упразд­нение брака. У них два человека расписываются в книге, и под подписью значится: «Эта подпись не возлагает ника­кой ответственности ни на одну из сторон и может быть аннулирована по желанию каждой из них». Подобный брак — единственное соглашение, на которое может пойти свободомыслящая женщина, и единственная форма брака, \ под которой я когда-либо подписывалась.       

Сейчас, полагаю, мои идеи в большей или меньшей сте­пени разделяет любая женщина, наделенная свободным духом, но двадцать лет назад мой отказ выходить замуж и личный пример, доказывающий право женщины рожать Детей вне брака, вызвал полное непонимание. Многое из­менилось, и в наших умах произошла столь значительная революция, что сегодня, думаю, каждая интеллигентная женщина согласится со мной, что этическая сторона брачного кодекса совершенно для нее неприемлема. И если, невзирая на все сказанное, интеллигентные женщины продолжают выходить замуж, это происходит потому, что им не хватает мужества отстаивать свои убеждения, и если вы прочтете список разводов за последние десять лет, то поймете, что я говорю правду. Многие женщины, перед которыми я проповедовала доктрину свободы, слабо воз­ражали: «Но кто же тогда станет содержать детей?» По- моему, если брачная церемония необходима как своего рода защита, призванная обеспечить поддержку детей по принуждению, значит, вы выходите замуж за человека, который, как вы подозреваете, при определенных услови­ях откажется обеспечивать своих детей, а это довольно низкое предположение. Значит, вы выходите замуж за мужчину, которого заранее подозреваете в непорядочно­сти. Но я не такого невысокого мнения о мужчинах, что­бы полагать, будто большинство из них столь низкие человеческие экземпляры. […]

Моя сестра Элизабет основала при грюнвальдской школе комитет из наиболее известных дам и аристократок Берлина. Узнав о Крэге, они прислали мне длинное пись­мо, составленное в высокопарных выражениях, высказы­вающих порицание и утверждающее, что они, представи­тели добропорядочного буржуазного общества, не могут больше покровительствовать школе, руководительница ко­торой имеет столь распутные представления о морали.

По поручению этих дам письмо мне должна была вручить фрау Мендельсон, жена богатого банкира. Когда она вошла с этим ужасным посланием, то как-то нерешительно посмотрела на меня и, внезапно разразившись слезами, бросила письмо на пол и, заключив меня в объятия, ры­дая, произнесла:

— Только не думайте, что я подписала это гнусное письмо. Что же касается остальных дам, ничего не поде­лаешь, они не будут больше покровительствовать школе. Они доверяют только вашей сестре Элизабет.

У Элизабет были собственные убеждения, но она не предавала их огласке, и я поняла, что кредо этих дам за­ключалось в следующем: все хорошо, если вы все держите в тайне. Эти женщины возбудили во мне такое негодова­ние, что я наняла зал филармонии и прочла специальную лекцию о танце как искусстве освобождения, а закончила ее беседой о праве женщины любить и рожать детей по собственному желанию.

Конечно, мне могут возразить: «Но что будет с деть­ми?» Что ж, я могу назвать многих выдающихся людей, рожденных вне брака. Это не помешало им добиться сла­вы и богатства. Но, оставляя это в стороне, я спрашивала себя: как может женщина вступить в брак с человеком, который, по ее мнению, настолько низок, что в случае размолвки не станет даже поддерживать собственных детей? Если она считает его таковым, то зачем выходит за него замуж? Я полагаю, что правда и взаимное дове­рие — первые принципы любви. Во всяком случае, я, как женщина, сама себя обеспечивающая, считаю, что если я приношу в жертву свою силу, здоровье, может быть, даже рискую жизнью ради того, чтобы иметь ребенка, то я не стану этого делать, если в будущем мужчина может за­явить, что ребенок по закону принадлежит ему и он за­бирает его у меня, а я смогу видеть его только три раза в год.

Один остроумный американский писатель однажды так ответил своей любовнице, когда она спросила: «Что ребе­нок подумал бы о нас, если бы мы не были женаты?» — «Если бы твой ребенок и мой ребенок был таким, нам было бы наплевать, что он о нас думает». Каждая интеллигентная женщина, которая, прочитав брачный контракт, все же соглашается подписать его, за­служивает всех вытекающих из него последствии.

Лекция вызвала большой скандал. Половина зрителей сочувствовала мне, а другая свистела и бросала на сцену все, что попадало под руку. В конце концов несогласные покинули зал, а с остальными у меня состоялась интерес­ная дискуссия о правах женщин и существующих неспра­ведливостях; затронутые нами темы значительно опереди­ли современное женское движение.

А. Дункан. Моя жизнь. — М.: Центрполиграф., 2009. — С. 22-24, 184-186.
Следующая статья
Гуманитарные науки
История феминизма: женщина в средневековом городе
Во многих европейских городах X IV-XV вв. женщин было на  2 0-30%!б(MISSING)ольше, чем мужчин. Во Франкфурте в 1385 г. на каждую тыся­чу мужчин приходилось 1100 женщин. В Нюрнберге в 1449 г. на 1000 взрослых мужчин приходилось 1168 женщин. Флорентийские кадастры XV в. показывают различное соотношение полов в разных возрастных группах: мужчины преобладают в категории от 23 до 27 лет (результат резкого увеличения в этом возрасте женской смертности от родов и сопутствующих заболеваний), женщины - в категории от 13 до 17 лет (следствие более высокой иммиграции девушек из сельской округи) и после с...
Гуманитарные науки
История феминизма: женщина в средневековом городе
Психология и психофизиология
Влияние идей А. А. Ухтомского на современное научное мышление
Биографии
Бесконечная война Эрнеста Хемингуэя
Биографии
Как работал Эрнест Хемингуэй?
Гуманитарные науки
За что не любят политику?
Биографии
«Большой террор» ученых в СССР: Л. Д. Ландау и Ю. Б. Румер
Биографии
Как Д.И. Менделеев открыл периодический закон?
Биографии
Почему «тесловские турбины» потерпели неудачу на рынке?
Биографии
Никола Тесла и Тунгусский метеорит
Биографии
Никола Тесла: мировая система и конфликт с Дж. Морганом
Биографии
Как проходит защита диссертации у П. Л. Капицы?
Биографии
Методика преподавания академика П. Л. Капицы
Биографии
Как работает учёный? Воспоминания о П. Л. Капице
Биографии
Иван Петрович Павлов получает Нобелевскую премию
Биографии
П. Л. Капица и его увлечение шахматами
Биографии
Эдит Пиаф: «Наркотики превратили мою жизнь в ад»