Эстетическая проблематика искусства по Сергею Эйзенштейну

0
Викентьев Игорь Леонардович9/23/2019

Выготский вместе со своим сотрудником Лурия (разделявшим его взгляды, за что был позднее отлучен от официальной психологии и укрылся в исследования афазии и в нейронауки, благодаря которым получил мировую известность) и Марром пробовали помочь Эйзенштейну найти ответ на вопрос об особенностях иррациональных черт психики и языка и их использования в искусстве, в частности, кинематографическом.

Результаты этих занятий выразились в том понимании архаического комплексного мышления, которое предложено в посмертно изданной (в 1934 г.) книге Выготского «Мышление и речь» и в недавно опубликованном основ¬ном теоретическом труде Эйзенштейна «Метод» (следы занятий членов кружка отражены и в нескольких работах Лурия, в частности, в книжечке об исключительной памяти Шерешевского, поражавшего публику способностью запоминать длинные ряды сложных чисел, в книге об особенностях восприятия у жителей отдаленных горных кишлаков и в рукописи монографии о семантической афазии, сохранявшейся в архиве А. Р. Лурия).

Сходство подходов этих учёных с тем, что волновало Эйзенштейна, можно видеть, например, в данном ими истолковании открытия, сделанного американским этнологом Кашингом.

Кашинг, с юности перенявший выработанную американскими индейцами технику использования рук при изготовлении различных предметов, позднее открыл наличие у них ручных понятий, существующих наряду со словесными и зависящих от движений рук.

Значимость для понимания мышления у членов «первобытных» племен этого открытия, которое этнолог Леви-Брюль считал возможным только у гения, подчеркивали в своих этюдах по истории поведения Выготский и Лурия. Эйзенштейн, с трудом раздобыв в библиотеке изданную в конце XIX в. статью Кашинга, повторил его эксперимент, которому придавал большое значение. В той мере, в какой нарисованное рукой может формировать, отражать и выражать ручные понятия, развитие идеи Кашинга можно видеть и в роли рисунков для творчества Эйзенштейна.

Главная эстетическая идея «основной проблемы» искусства, по Эйзенштейну, заключается в том, что форма произведения должна воздействовать на архаичные механизмы психики, тогда как содержание произведения может быть ориентировано на современное логическое мышление.

Например, в неосуществленном замысле фильма «Капитал», съемке которого воспротивился Сталин, логическое содержание труда Маркса должно было быть передано средствами стилистики Джойса.

Весь кружок занимался внутренней речью и потоком сознания у Джойса. Лурия писал об этом в рукописи о семантической афазии, Эйзенштейн посвятил стилю «Улисса» специальное эссе, где речь шла и о возможностях иллюстрирования книги».

Дополнительная информация по теме: категория портала VIKENT.RU «Измененные состояния сознания»

Иванов В. В. Неизвестный Эйзенштейн-художник и проблемы авангарда. // Избранные труды по семиотике и истории культуры. — Том VII. Книга 2. — М.: Знак, 2010. — С. 380–390.
Следующая статья
Искусство и дизайн
Графический стиль: эволюция от XIX века до наших дней
Начиная с викторианской эпохи и по наши дни графический дизайн был обязан служить разным хозяевам (в культурном и экономическом смыслах), соответственно, существовало множество путей эволюции графических стилей. Одни возникли на основе эстетических предпосылок (как ар-нуво), другие — под влиянием политической ситуации (например, дадаизм). Какие-то появились, поскольку возник спрос на корпоративную идентификацию (швейцарский «интернациональный» стиль), какие-то сформировались вследствие коммерческой надобности (постмодернизм), какие-то были выстроены на философских и нравственных основаниях (Ба...
Искусство и дизайн
Графический стиль: эволюция от XIX века до наших дней
Психология и психофизиология
Муж смотрит на других женщин: что делать?
Искусство и дизайн
Как заставить аудиторию симпатизировать антигерою?
Искусство и дизайн
Каноны красоты человеческого лица
Искусство и дизайн
Как снять фильм? Секреты съемки немого кино
Искусство и дизайн
3 группы ошибок конструирования
Искусство и дизайн
101 полезная идея для архитекторов. Обзор книги М. Фредерика
Livrezon-технологии
3 причины перейти на электронный конспект
Искусство и дизайн
3 категории трейлеров к фильмам: смотри, слушай, ощущай
Livrezon-технологии
10 заповедей для писателя-реалиста от А. И. Куприна
Искусство и дизайн
Как реалистичность графики влияет на качество игры?
Психология и психофизиология
Парадокс Абилина, или как навредить всем?
Искусство и дизайн
World of Tanks: причины успеха
Психология и психофизиология
27 страхов личности, препятствующих Творчеству
Педагогика и образование
5 уровней проблем взаимодействия в семье
Искусство и дизайн
Как Генри Форд изменил рынок автомобильного сервиса?