Детские религиозные движения Европы XIII века

0
Рыжачков Анатолий Александрович3/16/2020

Если горячее одушевление, охватившее народы Европы в эпоху крестовых походов, не выходит из границ экзальтации, так сказать, физиологической, то походы детей, во всяком случае, должны быть отнесены к экзальтации патологической. 

Самый грандиозный пример этого рода, конечно, представляет религиозное движение в среде детей в 1212 году, возникшее одновременно во Франции и Германии, в обеих странах совершенно самостоятельно. В это время Святая земля давно уже снова была под властью сарацинов, и вот между детьми зародилась идея похода в Палестину для освобождения Гроба Господня. Во Франции инициатива движения принадлежала мальчику-пастуху из деревни Клуа, по имени Этьену, объявившему себя посланником Бога. Мысль о походе в Палестину быстро распространилась между детьми, которые, без различия звания и состояния их отцов, отовсюду шли на зов Этьена. Сыновья графов и баронов были увлечены движением одинаково с бюргерскими и крестьянскими детьми. Явились 10–12 летние проповедники, которые пламенными речами и пророчествами воодушевляли менее пылких. Все старания родных удержать детей от их невозможного предприятия не вели ни к чему; не помогали ни убеждения, ни наказания, ни запирания под замок. Те, которых удавалось удержать силой, заболевали непонятной болезнью, для излечения которой не было другого средства, как оставить больных действовать по их усмотрению. В скором времени около Этьена собралось более 30000 человек. Детское войско, с хоругвями и знаменами во главе, при пении религиозных гимнов, двинулось к Марсели. Юные крестоносцы были убеждены, что море расступится перед ними и что они пройдут в Палестину посуху. Но им не суждено было добраться до Иерусалима. Часть их погибла при переезде через море, оставшиеся же были проданы марсельскими купцами в рабство сарацинам.

В.Х. Кандинский. Санкт-Петербургская психиатрическая больница св. Николая Чудотворца. К 140-летию. — Том III. — СПб.: Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2012. — С. 121.
Следующая статья
Гуманитарные науки
3 главных момента в истории развития христианской церкви
Важной чертой дифференциации христианской церкви от мирского общества была четкость и резкость проведенных границ: ранний христианин жил «в миру», но был «не от мира сего». Большое общество было языческим и представлялось христианину совершенно обесцененным, царством неискупимого греха.  Знаменитое предписание «кесарю — кесарево» нужно было понимать как признание того, что кесарь — языческий монарх, символ языческого политического и социального порядка. В том, что здесь выражалось «принятие» римской власти, проявлялась  христианская пассивность по отношению ко всему мирскому. Как  решительно н...
Гуманитарные науки
3 главных момента в истории развития христианской церкви
Гуманитарные науки
Приемы и учение франкмасонов
Гуманитарные науки
Ленинград послевоенный: молодежные клубы и профилактика преступности
Деградация и лженаука
Смертная казнь в разных странах: от Средневековья до наших дней
Гуманитарные науки
Из истории церковных расколов, или почему история не учит?
Гуманитарные науки
Почему мы не можем передать государству функции семьи?
Гуманитарные науки
Борьба с коррупцией в Сингапуре
Гуманитарные науки
Актуальные тренды развития социологии
Бизнес и экономика
Экономика Нидерландов, или как сохраняется баланс международной экономики
Гуманитарные науки
Действия российских властей во время эпидемии чумы в Индии в 1994 году
Гуманитарные науки
Пенсионная реформа: суть, цели и задачи проведения — Сингапур
Гуманитарные науки
«Новые» социальные движения конца XX — начала XXI века
Гуманитарные науки
Типы социальных движений
Гуманитарные науки
Как справляться с гипертонией? Исторический опыт
Гуманитарные науки
История брачных объявлений