Новое
Популярное
Причины и действия по Дэвиду Юму
Так как все объекты могут стать причинами или действиями друг друга, то не мешает установить некоторые общие правила, при помощи которых мы могли бы распознавать, когда они действительно оказываются таковыми. 1. Причина и действие должны быть смежными друг другу в пространстве и времени. 2. Причина должна предшествовать действию. 3. Между причиной и действием должна быть постоянная связь. Это качество главным образом и конституирует отношение.
Научный метод исследования по Джону Дьюи
Противоположностью эмпирического метода является научный. Научный метод заменяет повторную смежность и совпадение отдельных фактов открытием одного значительного факта, причем достигает этой замены, разбивая грубые и цельные факты наблюдения на известное число более тонких процессов, недоступных непосредственно восприятию. Если обывателя спросить, почему вода поднимается из цистерны, когда работает обыкновенный насос, он без сомнения ответит «‎путем всасывания». Всасывание рассматривается как сила, подобная жаре и давлению. Если такое лицо встретится с те...
Требования, предъявляемые к дипломной работе, по Умберто Эко
Разумеется, вовсе не так воспринимают «научность» в университетах. «Научная» модель в принципе была задана естественными дисциплинами еще в семнадцатом веке и с тех пор предполагает соблюдение следующих норм: 1) Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. «Предмет» не обязательно существует в жизни, «предметом» может выступать квадратный корень, хотя никто этого корня не видел. Социальные классы — законный предмет науки. Если кто возразит, что при бесспорном существовании отдельных личн...
Кто такой ученый?
Наука – лишь один из способов постижения реальности, будь то реальность природы, общества или человека. Добраться до истины может любой художник, любой философ и писатель, и даже землекоп, если у него есть творческая жилка, и потому творческая деятельность не менее ценна, чем научный труд. Наука и творчество неразрывны, их нельзя противопоставлять друг другу. Естествоиспытатель с поэтической, философской или даже просто мечтательной натурой, несомненно, будет лучшим ученым, нежели его более ограниченный коллега. Если мы возьмем за основу принципы психолог...
Методология художественной и эстетической критики. Часть 2
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО: «Методология анализа художественного произведения. Часть 1» ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛА И ЦЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СВЕТЕ ЕГО СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ (четвертый шаг) При функциональном подходе внимание исследователя перемещается с произведения как художественной предметности на его социальнодейственный аспект: художественный смысл и ценность произведения выявляются через его реальное функционирование в культуре. Такого рода исследования ведутся в двух направлениях: как конкретно-социологические и как р...
Методология анализа художественного произведения. Часть 1.
Постичь художественное произведение, прочитать его, присвоить его смысл, получить художественное наслаждение и оценить шедевр — это, в известном смысле, значит стать конгениальным автору шедевра, стать его сотворцом, вступить с ним в общение, в диалог «на равных». Произведение — художественно-коммуникативное средство такого диалога. Критика — посредник этого диалога. Чтобы выполнять свою роль, способствовать раскрытию художественной концепции и оценки произведения, критика должна быть вооружена инструментом его интерпретации и оценки, методом его смыслопостижения и выявления ценностного статус...
Как совершить открытие в науке по А. Маслоу?
ПРИОРИТЕТ СРЕДСТВ И ДОГМАТИЗМ В НАУКЕ Приоритет средств неизбежно порождает научный догматизм, который тут же объявляет войну еретикам. Научные проблемы не так-то просто сформулировать, подвергнуть классификации и упорядочиванию. Разрешенная проблема перестает быть проблемой, она становится методом или техникой, а та, что еще не сформулирована – почти что и не существует. Получается так, что формулировать и классифицировать мы можем лишь методы и техники, порожденные разрешенными когда-то проблемами, таким классификациям мы присваиваем гордое звание "зако...
Советы молодым ученым по Джеймсу Уотсону
НАВЫКИ, ДАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ УДЕРЖАТЬСЯ НА ДВУХ РАБОТАХ: К сорока годам я был готов возглавить крупное научно-ис­следовательское учреждение. Мой постоянно растущий ин­терес к раку лучше всего было удовлетворять, руководя опытными профессионалами, а не аспирантами и начинаю­щими подростками. Поэтому я сознательно принял решение не возглавлять в Колд-Спринг-Харбор собственную иссле­довательскую группу. Это позволило мне сосредоточить свои усилия вначале на поиске и найме ученых, не меньше меня увлеченных биологией рака, а затем на поиске денеж­ных средств, в ...
Открытие пенициллина Александром Флемингом
Большинство крупных научных открытий сделано в результате продуманных опытов, но отчасти и благодаря везению. Пастеру, человеку на редкость волевому, который добивался истины при помощи логических рассуждений и опытов, иногда помогала и судьба. Он взялся за решение случайных частных проблем, и они привели его к обобщениям. Если бы его не назначили профессором в Лилль, если бы местные винокуры и пивовары не обратились к нему за советом, возможно, он и не заинтересовался бы процессом брожения; но он был гением и сделал бы другое открытие. Флеминг издавна искал такое вещество, которое уничтожало ...
Математическое творчество: как получают математические результаты
Математик не скажет: «Я работал», он скажет: «Я занимался». Это значит, он занимался математикой. Может быть, читал мате­матическую работу, может быть, старался доказать новую теорему, может быть писал собственную работу, излагая уже полученные результаты. Обо всем этом говорится: «занимался». Иногда мне задают вопрос: в чем состоит кухня математического творчества, или иначе: в чем заключается кухня математических занятий, т. е. как получаются новые математические результаты. Полноценного ответа на этот вопрос, я думаю, дать нельзя. Один из героев А. С. ...