Новое
Популярное
Как человек воспринимает величину формы?
VI. О ВЕЛИЧИНЕ Формы больших размеров, даже неприятные по своим очертаниям, в силу своей величины все же привлекают к себе ваше внимание и вызывают наше восхищение. Огромные бесформенные скалы таят в себе устрашающую прелесть, а обширный океан внушает трепет своей необъятностью. Но когда глазу предстают красивые формы огромных размеров, то наше сознание испытывает удовольствие и страх переходит в чувство благоговения. Как торжественны и красивы рощи высоких деревьев, большие цер...
Относительная и независимая красота по Горацию Грино
Есть некие нити, которые тянутся от моей специальности к профессиям других людей. Следуя этой commune quoddam vincilum, я повергаю свою-теорию искусства к стопам науки; проверяю ее традиционной мудростью, накопленной ремеслами; ищу подтверждения моих выводов или опровержения их; эти выводы я провозглашаю так, как они у меня возникают; я иллюстрирую их теми примерами, какие они мне тут же подсказывают; я следую за ними послушно, как ребенок. Люди, у которых я просил совета, были встревожены и раздражены формой, оболочкой, в какую заключено мое слово. С тех...
Красота абстрактной формы по Г. Гегелю
Форма красоты природы, будучи абстрактной, представляет собой определенную и потому ограниченную форму. Она содержит в себе единство и абстрактное соотношение с собой. Точнее говоря, она регулирует внешнее многообразие в соответствии со своей определенностью и единством, которое не становится имманентной внутренней жизнью и одушевляющим образом, а остается внешней определенностью и единством во внешнем. Этот вид форм называют правильностью, симметрией, далее, закономерностью и, наконец, гармонией. А) ПРАВИЛЬНОСТЬ
Максимилиан Волошин — о будущем кинематографа
Существует в настоящее время лишь одно театральное зрелище, которое безусловно владеет доверием публики. Это — кинематограф. Элементов искусства будущего следует искать не в утончениях старого искусства, — старое должно раньше умереть, чтобы принести плод, — будущее искусство может возникнуть только из нового варварства. Таким варварством в области театра является кинематограф. Мы видели, как в театре актер постепенно оттеснял зрителя со сцены для того, чтобы стать его сновидением. В кинематографе эта линия завершает...
«Скелет живописи», или что изображают художники разных времен?
I Живопись имеет дело только с комбинациями зрительных впечатлений. Точное выяснение этого положения очень важно. Это отделяет мышление художника-живописца от обычных приемов мышления остальных людей. Между восприятием и воплощением у художника нет обычного промежуточного звена — слова. Поэтому художнику так трудно быть литератором, поэтому мысль, выраженная в картине, не может быть переведена на слова. А если эта бывает возможно, то доказывает только, что в данном произведении есть элементы, чуждые живописи и поддаю...
Об эволюции французского театра XVIII века по М. Волошину
Указывая на освещенный фасад театра, Теофиль Готье говорил братьям Гонкурам, взяв их под руки: «Я люблю театр вот так: снаружи. Сейчас в моей ложе сидят три дамы, которые мне все расскажут. Директор театра Фурнье — человек гениальный, с ним никакой опасности новой пьесы. Каждые два-три года он возобновляет «‎Le pied du mouton». Красные декорации он перекрашивает в синие, а синие в красные, вводит новый трюк или английских танцовщиц... В сущности, во всем, что касается театра, следовало бы поступать так. Надо, чтобы существовал один водевиль, и в нем делат...
5 теоретических моделей эстетического
Эстетическое — метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим характеристикам жизни и искусства. Какова же природа эстетического (эстетических свойств)? В истории эстетической мысли сложились пять теоретических моделей эстетического. I модель (объективный идеализм): эстетическое — результат одухотворения мира божественным началом или идеей. Развитие это...
Что такое экзистенциализм?
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: ОДИНОКИЙ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ АБСУРДА Экзистенциализм как художественное направление основывается на концепции абсурдности жизни. Наиболее полно он выразился в творчестве А. Камю. В его романе «Чума» есть странный персонаж — Коттар, радующийся бедам и несчастьям, свалившимся на город. Удивительно, как человек может восторгаться чумой, от которой погибают его сограждане и он сам не застрахован! Оказывается, Коттаром интересуются силы порядка, и, если бы не эпидемия, он был бы уже арестован и отдан под суд. ...
Проблемное поле эстетики
ЭСТЕТИКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Весь мир и все происходящие в нем процессы, человек и вся его культура, вся его деятельность и ее продукты с той стороны и в той мере, в какой они имеют ценность для человечества как рода, то есть эстетическую значимость, являются сферой интересов эстетики, ее предметом. Проблемное поле эстетики как науки — эстетическое освоение мира. И ключевым, исходным для нее является многообразие самой действительности в ее значении для человека. Окружающий нас мир втянут в сферу общественно-производств...
Направления в искусстве: классицизм
Французский абсолютизм XVII в. регламентировал личность, заключая ее в жесткие рамки государственности. Король сделался как бы посредником между буржуазией и дворянством и уравновешивал их противоборство. В этом национальном единении под эгидой абсолютизма согласовывалось несогласуемое, объединялось необъединимое и во имя общественного приносилось в жертву индивидуальное. Осознание этого конфликта и историческая невозможность его разрешения отразились в искусстве классицизма (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Мольер). Именно потому, что в «Сиде» Корнеля все прониз...
Волшебство театрального света!
Античный театр жил под открытым небом. Его родоначальники — древние греки - не пытались освещать сцену: масляные плошки и факелы не помогли бы ее увидеть десяти или пятнадцати тысячам зрителей, заполнявшим амфитеатр. Нередко бывало, что спектакль не кончался к заходу солнца. Тогда он продолжался завтра, а иногда затягивался и на третий день. Только в средние века театральное действо получило укрытие — своды церкви, где разыгрывались религиозные мистерии. Тогда довольствовались теми же свечами, что и при богослужении. Лишь в XVI веке в Италии театры стали ...
Фокусы без иллюзий: говорит Амаяк Акопян
История фокусов насчитывает по крайней мере пять тысяч дет. Считается, что на сегодняшний день придумано 150—300 тысяч иллюзионных аппаратных трюков и около 50 тысяч трюков, основанных на ловкости рук. В этом безбрежном океане мистификаций и чудес есть фокусы сверхсовременные, использующие последние достижения техники, вроде поджаривания яичницы без огня (на самом деле тарелка с яичницей помещается в невидимое СВЧ поле), а есть старинные, которые и поныне остались неразгаданными. Вот, скажем, фокусы Жан-Этьен Робер-Удэна, основателя современного иллюзионизма. Его трюки не назовешь очень старин...