Новое
Популярное
Цветовая гармония в шрифтовых плакатах
Гармоничное цветовое решение неразрывно связано с вопросом повышения художественного уровня всех средств наглядной агитации. Цвет играет огромную роль не только с эстетической точки зрения, но воздействует на зрителя своими физическими и психологическими качествами. По физическим качествам цвет считается удачным, если имеет достаточный коэффициент отражения, т. е. отвечает нормальным условиям зрительного восприятия: четкости и удобочитаемости — первым требованиям в работе над шрифтом в плакате. К ф...
Функциональная многоплановость стиля
Каково же поле функционирования стиля? От ответа на этот вопрос зависит понимание его социально-эстетической природы. 1. Стиль — фактор творческого процесса, ориентирующий художника по отношению к миру, обеспечивающий переработку многообразных впечатлений бытия в единую художественную систему, освоение мира не эклектически, не мозаично, а целостно. 2. Стиль — фактор социального бытия произведения, осуществление ориентации художника по отношению к обществу. Стиль обусловливает существование произведения как законченно...
Методология художественной и эстетической критики. Часть 2
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО: «Методология анализа художественного произведения. Часть 1» ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛА И ЦЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СВЕТЕ ЕГО СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ (четвертый шаг) При функциональном подходе внимание исследователя перемещается с произведения как художественной предметности на его социальнодейственный аспект: художественный смысл и ценность произведения выявляются через его реальное функционирование в культуре. Такого рода исследования ведутся в двух направлениях: как конкретно-социологические и как р...
Методология анализа художественного произведения. Часть 1.
Постичь художественное произведение, прочитать его, присвоить его смысл, получить художественное наслаждение и оценить шедевр — это, в известном смысле, значит стать конгениальным автору шедевра, стать его сотворцом, вступить с ним в общение, в диалог «на равных». Произведение — художественно-коммуникативное средство такого диалога. Критика — посредник этого диалога. Чтобы выполнять свою роль, способствовать раскрытию художественной концепции и оценки произведения, критика должна быть вооружена инструментом его интерпретации и оценки, методом его смыслопостижения и выявления ценностного статус...
Герман Гессе: «Хороший критик встречается реже хорошего писателя»
Ещё более редок, чем прирождённый писатель, прирождённый критик: а именно человек, у которого импульс к критическому творчеству исходит не из прилежания и учёности, не из стараний и усилий, не из приверженности чему-либо, не из тщеславия или зловредности, а из благословенности, врождённой остроты ума, врожденной силы аналитического мышления, из чувства серьезной ответственности за культуру. И какими бы личными качествами этот благословенный критик тогда ни обладал, каким бы добрым или злым и, скажем, тщеславным или скромным, пробивным или ленивым он ни бы...
Художественные направления в искусстве XX века: поп-арт
Вместе с этим также читают: Художественные направления в искусстве XX века: реализмХудожественные направления в искусстве XX века: социалистический реализм «Термин «поп-арт» (популярное искусство) был введен критиком Л. Элоуэем в 1965 г. Как художественное направление поп-арт закрепляет давно наметившуюся в искусстве оппозицию: массовое — народное. Поп-арт — художественное удовлетворение и реализация «тоски по предметности», порожденной долгим господством в западном искусстве абстракционизма. Некоторые исследователи ...
Художественные направления в искусстве XX века: социалистический реализм
Вместе с этим также читают: Художественные направления в искусстве XX века: реализмХудожественные направления в искусстве XX века: поп-арт «СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ: ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНО АКТИВНА (ВКЛЮЧЕНА В ТВОРЕНИЕ ИСТОРИИ) И САМОЦЕННА Социалистический реализм возник в начале XX в. в России. Его родоначальником стал М. Горький, художественное открытие которого продолжило и развило советское искусство. Всякий художественный метод как исторически обусловленный тип образного мышлени...
Художественные направления в искусстве XX века: реализм
Вместе с этим также читают: Художественные направления в искусстве XX века: социалистический реализмХудожественные направления в искусстве XX века: поп-арт «РЕАЛИЗМ XX В.: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, КУЛЬТУРА — ОСНОВА БРАТСТВА ЛЮДЕЙ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭГОЦЕНТРИЗМА Культура размыкает одиночество личности, включает ее в человечество и одаривает ответственностью перед ним. В XX в. искусство столкнулось с усложнившейся действительностью, с убыстрением и нарастанием катастрофичности общественного развития, с обострением социальн...
Композиция в дизайне: эволюция формы
«Для практической работы художника-конструктора над техническими изделиями, а также для прогнозирования их необходимо знать причины, которые оказывают влияние на эволюцию форм. Чтобы познать эти закономерности, необходимо проанализировать развитие и общественное потребление вещей, способы их производства, изменение вкусов, идеологии. Историей развития технических форм занимались многие исследователи. Общие закономерности развития формы в технике обстоятельно изложены Ю. С. Сомовым. Торжество новой функции отодвигает ...
Эстетическая проблематика искусства по Сергею Эйзенштейну
Выготский вместе со своим сотрудником Лурия (разделявшим его взгляды, за что был позднее отлучен от официальной психологии и укрылся в исследования афазии и в нейронауки, благодаря которым получил мировую известность) и Марром пробовали помочь Эйзенштейну найти ответ на вопрос об особенностях иррациональных черт психики и языка и их использования в искусстве, в частности, кинематографическом. Результаты этих занятий выразились в том понимании архаического комплексного мышления, которое предложено в посмертно изданной (в 1934 г.) книге Выготского «Мышление...
Георг Гегель об оригинальности произведений искусства
Оригинальность состоит не только в следовании законам стиля, но и в субъективном вдохновении, когда художник не отдается голой манере, а избирает в себе и для себя разумный материал и, руководясь своим внутренним чувством, своей художественной субъективностью, формирует его как в согласии с сущностью и понятием определенного вида искусства, так и в соответствии со всеобщим понятием идеала. а. Оригинальность поэтому тождественна с истинной объективностью и соединяет в себе субъективную сторону изображения с требованиями самого предмета таким образом, что в...
Как научиться рисовать?
Эффективность всякого обучения, прочность знаний, их глубина невозможны без соблюдения дидактического принципа наглядности. Великий педагог Ян Амос Коменский во главу угла ставил обучение, в котором бы доминирующее положение занимали личные наблюдения учеников, возможность «чувственной наглядности» в приобретении знаний. Искусство живописи по своей природе и специфике есть самая наглядная область деятельности человека. Любое положение живописной грамоты может быть доступным для понимания, если оно непременно будет представлено в наглядном виде. Поэтому ве...
Наслаждаться красотой природы по Г. Гегелю
«РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ КРАСОТЫ В ПРИРОДЕ Таким образом, мы должны были бы называть прекрасной природу вообще как чувственное воплощение конкретного понятия и идеи. Она прекрасна, поскольку при созерцании соразмерных понятию образов природы мы смутно чувствуем существование такого соответствия и поскольку при чувственном рассмотрении взору открывается внутренняя необходимость и связь расчленения целого. Дальше этого смутного предчувствия понятия созерцание природы как прекрасной нас не ведет. Но в таком случае это восприятие, для которого части представляются ...
Самые главные изобретения балета последнего столетия
«Подбираюсь к концу моих нынешних записок. Пора выходить на коду. Что произошло с моим искусством балета за последние тринадцать лет, дарованных мне небом после первой книги? Изменился ли танец? Техника танцоров? Восприятие публики? Репертуар? Манера? Взаимоотношения с музыкой? Первое, что скажу. Техника танца стремительно рванула вперед. Этому здорово помогли спорт и линолеум. Линолеум, которым покрывают теперь сцены театров. Повсеместно. На таком покрытии стало возможным испол...
Краткая характеристика цвета
«Цвет — это ощущение, результат физиологического воздействия на сетчатку глаза световых волн (электромагнитных колебаний). Видимые электромагнитные излучения с длиной волны 770—380 нм человеческим глазом воспринимаются как свет и различаются спектральным составом. Каждому из основных цветов спектра соответствует определенная длина волны: красному — 720-620 нм, оранжевому — 600-520, желтому — 580-570, зеленому — 550-520, голубому — 500-485, синему — 485-470, фиолетовому — 440-380 нм. Восприятие предметов как цветных зависит от способности их поверхностей к...